Связано это с тем, что постепенно мотоцикл теряет свое значение как транспорт и все больше становится средством рекреационным.
Почему? Ну, во-первых, из-за цены нового мотоцикла. Во времена моего детства "ИЖ Планета Спорт" стоил 1000 рублей, а "Урал" с коляской 1600. При этом самый дешевый автомобиль ЗАЗ-968 можно было купить за 3500 рублей, престижный ВАЗ-2103 обходился уже вдвое дороже - 7300 рублей. Но стоит напомнить, что в те времена автосалонов, где машины стояли и ждали своих покупателей просто не было. И если "Москвич" или "Запорожец" при определенном везении приобрести еще было можно, то в очереди за "Жигулями" люди стояли годами. Так что советским покупателям при всем кажущемся богатстве выбора дорожка к мотоциклетному отделу "Спорттоваров", где порой можно было отхватить даже импортную Jawa или CZ, была как-то ближе. Нынче же все изменилось с точностью до наоборот. Цена на новенькую "Ладу Гранту" стартует с 400 000 рублей. А самый доступный "некитайский" мотоцикл - BMW G310R, стоит от 342 000.
И эта ситуация одинаково применима как к бедной России, так и к зажиточной Европе и Северной Америке. Только там у людей денег побольше, соответственно и мотоциклов позволить себе они могут побольше.
Китайские мотоциклы, конечно, дешевле, да и есть выбор мотоциклов не новых, но выбор подержанных автомобилей на любой вкус, цвет и кошелёк, вообще безмерен.
У мотоцикла или скутера существует одно единственное реальное преимущество перед автомобилем – они лучше едут по городу. На этом практические плюсы заканчиваются и остаются плюсы нематериальные: ветер в лицо, чувство свободы, скорость, адреналин и все такое прочее. Зато у любого, даже самого дешевого автомобиля будет крыша и печка. На нем можно ездить и зимой, и летом. Возить жену и детей. Катать подружек и перевозить всякое барахло. Не переживать из-за дождя, снега, жары или холода. В конце концов, внутри металлической скорлупы безопаснее.
Так что, положа руку на ногу, следует признать, что сегодня практического смысла в покупке мотоцикла не много, а цены, а точнее уровень доходов, изначально отсекают всех тех, кто не заработал на такую замечательную игрушку.
Да, да, именно игрушку. Поэтому выбирая между автомобилем и мотоциклом здравомыслящие люди предпочитают более практичный автомобиль.
С другой стороны, электровелосипеды и прочие электрические колеса и самокаты норовят отобрать у мотоциклов и скутеров последний оплот – доминирование в городе. Потому, что для того, чтобы наваливать между рядами на электросамоваре водительского удостоверения не надо. Не нужно и страховки, да и ПДД, по большому счету, для таких транспортных средств не писаны. А динамических характеристик даже киловаттного велосипеда для города хватает по самое небалуйся. Поэтому молодые да ранние предпочитают моноколеса, велосипеды, в том числе электро и все более массовые электросамокаты бензиновым скутерам "полтинникам", для которых нужны права и за которыми охотятся продавцы полосатых палочек.
Вот и растет средний возраст мотоциклистов. Зайдите в любой клабхаус или мотокафе – полно мужиков под- и за сорок. Потому что деньги на «мечту детства» как правило появляются именно к этому возрасту. Кроме того ближе к сорока появляется непреодолимое желание показать всем что есть еще порох в пороховницах и ягоды сами знаете где.
Я попросил администратора группы "Настоящий мотоциклист" - самого большого русскоязычного объединения мотоциклистов в Facebook дать мне статистику по возрасту участников. И, знаете, она меня не удивила. Две трети зарегистрировавшихся там мотоциклистов старше 35 лет. Пусть это нерепрезентативная выборка, но она полностью соответствует моему ощущению. Поэтому не могу не признать её верность. Среди всех этих старичков есть примерно две одинаковые по величине фракции – те, кто катается на мотоциклах с юности, еще с тех времен, когда мотоциклы были доступнее автомобилей, и те, кто пришел в мотоциклизм после тридцати, заработав предварительно на автомобиль. Часто, не на один. При этом, у 95% мотоциклистов, мотоцикл отнюдь не заменяет машину, а всего лишь дополняет ее. Когда погода хорошая и очень хочется того самого ветра в лицо. Это значит, что всего 5% мотоциклистов не имеют своего автомобиля. Кстати, таких, кто бы не умел водить автомобиль, я вообще не знаю! Именно поэтому мотоциклистам довольно смешно слышать фразу о том, что за эти деньги я, мол, лучше бы автомобиль себе купил. Да и расхожий журналистский штамп об "извечном противостоянии автомобилистов и мотоциклистов" их тоже только забавляет.
К сожалению, я купил свой первый настоящий мотоцикл, только когда мне исполнилось сорок. До этого в моей жизни были другие приоритеты. И пусть я убеждал себя в том, что покупаю его для того, чтобы хотя бы летом не стоять в пробках, и чтобы экономить на бензине, но подсознательно я всегда понимал, что мотоцикл мне нужен исключительно ради удовольствия. Это как с женщинами. Можно сколько угодно убеждать себя, что знакомишься для продолжения рода, но хитрая природа предусмотрительно сделала так чтобы и сам процесс доставлял нам удовольствие. Поэтому знакомятся все именно для этого. Хотя, наверное, бывают и исключения. Но у мотоциклов, в отличии от женщин, есть существенный недостаток – бесплатно и безопасно это удовольствие нам не достается. Оно доступно только тем, кто готов и способен сполна за него заплатить. Впрочем, если хорошенько подумать, то и с женщинами та же история...
Мой текст для журнала Мото 02/2019