酒香不怕巷子深
Аромат хорошего вина можно почувствовать вне зависимости от того, как глубоко в переулке оно спрятано.
Свою предыдущую статью собирался начать с мнения моих коллег, что три наиболее известные в наше время стиля известны благодаря своему превосходству над всеми остальными. В самом разном аспекте, от прикладного до оздоровительно-медитативного. Если вы не догадались, эти три стиля шаолиньцюань, тайцзицюань и винчунь. В отличие от оппонентов, я считаю:
Стили и школы ушу делают известными различные объективные процессы в обществе своей эпохи.
Эти же процессы могут как поднять стиль наверх и сделать известным, так и уволочь на дно. И это не факт, что это лучшие из лучших на тот исторический момент.
Но давайте сделаем небольшой ретроспективный обзор по временам и эпохам, стилям и событиям.
По одной из версий Чэнь Вантин для создания тайцзицюань использовал трактат о кулачном искусстве минского генерала Ци Цзигуана (1528—1587). Для борьбы с пиратами был брошен призыв к молодцам и мастерам боевых искусств прийти на помощь стране. И конечно же много патриотов откликнулось. Поэтому очень интересно мнение генерала о мастерах и наиболее применимых техниках и стилях той эпохи. До нас дошел список, где автор перечисляет их поименно с указанием области их мастерства:
В общем, кроме шаолиньского шеста, генерал не указал ни одного из известного сейчас стиля или школы. Но двинемся далее по реке времени. Во времена династии Цин, в начале царствования под девизом Цяньлун (1736-1820) общества кулачного искусства и религиозные секты активно взаимодействовали и влияли друг на друга, что привносило в них новое содержание. Опираясь на деревни, города и посёлки эти общества широко распространялись по всей стране с востока на запад и с севера на юг в небывалом масштабе. В стройную систему конфуцианских ритуалов кулачных обществ активно замешивается мистицизм религиозных сект. Интересно, что в тот период возникают кулачные школы и секты, использовавших популярное в народе имя (少林会 shàolínhui). Причем к настоящему монастырю Шаолинь подобные кулачные общества не имели никакого отношения, особенно на Юге страны. Однако запомните этот факт, он достаточно скоро понадобится.
Тогда самыми известными были четыре стиля. Их так и называли шансымэнь (上四门 shàngsìmén), подразумевая четыре наилучшие, превосходные школы боевых искусств: хунцюань (红拳 hóngquán), мэйхуацюань (梅花拳 meíhuāquán), таньтуй (弹腿 tántuǐ), мицзунцюань (迷踪拳 mízōngquán).
В тот период ушу оказалось сильно подверженным влиянию политических идей. Во времена Тайпинского восстания в 1850 - 1864 года восставшие, например, практиковали школу хунцюaнь (洪拳 hóngquán). Его зачем-то путают с упомянутым ранее другим хунцюань (红拳 hóngquán), который тогда редко подвергался гонению, чего не скажешь про мэйхуацюань (梅花拳 meíhuāquán).
Он становится чрезвычайно знаменитым и популярным в годы Боксерского восстания, так как в 1898 году именно мастер мэйхуацюань Чжао Саньдо призвал собратьев и соплеменников к восстанию. Но эта известность начинает вызывать разумное опасение. В "Кратком описании подвигов ихэтуаней и Чжао Саньдо" мы можем прочитать об этом:
"Ты используешь термин мэйхуацюань в связи с революцией, но это свяжут и с нами, и не оделяя нефрит от камней, истребят всех, с чем мы абсолютно не согласны".
Услышав такие речи Чжао Саньдо усмехнулся и сказал: "Правительство творит произвол, у людей нет опоры в жизни, что же, так и ждать смерти? Но чтобы в случае разгрома мятежа его не связали с мэйхуацюань, я изменю название на ихэцюань"
После провала восстания школа ихэцюань (义和拳 yìhéquán) скрывалась от правительства ...под видом хунцюань (红拳 hóngquán).
Дальше было еще интереснее. В 1919 году в Шанхае происходит эпохальное событие: открылась Атлетическая Ассоциация Цзинъу (上海精武体育会 shànghǎi jīngwǔ tǐyùhuì). Это первая в истории Китая организация, в которой боевые искусства мог изучать любой желающий. Обычно говорят, что первенство у ихэтуаней, но в этом есть некоторое лукавство: у них боевые искусства мог изучать конечно же любой ...пожелавший примкнуть к восстанию.
Но вернемся к Ассоциации Цзинъу, чьё несомненное первенство было не в массовости, а в фундаментальном смещении акцента в целях обучения:
Развивая тело, ум, нравственность достигать бесстрашия, мудрости, человечности.
Благодаря знакомству одного из лидеров Ассоциации с Сунь Ятсеном, эта спортивно-оздоровительная организация получает мощную господдержку. В итоге филиалы Ассоциации открываются во всех крупных городах Южного Китая, а также в ближайших южных странах, где было много этнических китайцев. Например, сейчас в Малайзии стили Ассоциации самые распространенные.
И в этот раз известность приобретает вышеупомянутый таньтуй. Сейчас известно два стиля сходного звучания (弹腿 tántu и 潭腿 tántuǐ). Но вероятно это два разных названия одного и того же. Просто одинаковое звучание основного удара ногой таньтуй (弹腿 tántuǐ) подменило название стиля изначальное семьи Тань, проживавшей в одноименной деревне (潭家沟 tánjiāgōu) в провинции Хэнань. Стиль практиковался в среде китайских мусульман по всей стране.
Даже поговорка есть:
Популярен у мусульман от Южной до Северной столиц.
Таньтуй стал настолько известен благодаря своей простой и практичной базовой наработке "Десять дорожек таньтуй" (十路弹腿 shí lù tántuǐ), что когда Хо Юаньцзя основал Ассоциацию Цзинъу, он определил её как обязательный предмет базового уровня!
Затем все это стало активно распространяться по стране. Например, в провинции Хэбэй стиль таньтуй Ассоциации Цзинъу развивал известный мастер Чжао Ляньхэ, который в той же Цзинъу вообще-то считался мастером стиля ...шаолиньцюань.
В итоге сейчас уже не определить, являются ли одноименные упражнения в таких известных стилях наших дней, как например, чоцзяо (戳脚 chuō jiǎo), заимствованиями времён Цзинъу или они взяты из более раннего, изначального, источника. Например, последователи чацюань (查拳 cháquán) утверждают: эти упражнения "Десять дорожек таньтуй" изначально были частью их базовой наработки-цзибэнгун, благодаря простоте и эффективности развившийся в отдельный стиль. Но есть также мнение, что это отдельный, независимо развившийся стиль...
В общем, смотрите и сравнивайте все это изобилие таньтуй на видео!
Когда Нанкин стал столицей Китая, там 15 марта 1928 года был открыт Центральный Институт Гошу, в котором начали готовить кадры преподавателей ушу, продолжая и развивая идеи Ассоциации Цзинъу. Работу Института контролировало непосредственно правительство страны, а финансирование осуществлялось из национальной казны.
В качестве основы были определены "Три взращивания":
- нравственное воспитание (воспитание высокой морали);
- умственное воспитание (воспитание интеллекта);
- физическое воспитание, причем:
Не на один меньше нельзя, нельзя отделить даже один!
В институте изучали много разных стилей, включая японские борьбу и фехтование и английский бокс. Кроме того в многочисленных гошугуанях по всей стране активно продвигались и местные эндемики: умные руководители Института поддерживали и продвигали мастеров на местах, а для тех это была хорошая работа в голодное время перемен.
Однако последующую популярность определил ...список победителей Первых Всекитайских испытаний по гошу в 1928 году:
- Чжу Гофу, Шанхай, стиль синъицюань;
- Ван Юньпэн, пр. Хэнань, стиль шаолиньцюань;
- Чжан Чжан’и, Шанхай, стили синьицюань и ицюань;
- Ма Юфу, пр. Шаньдун, стили шаолиньцюань и шуацзяо;
- Чжан Инчжень, пр. Шаньдун, стиль чацюань;
- Доу Лайгэн пр. Шаньдун, стиль чацюань;
- Ян Фа’у, пр. Шаньдун, стиль чацюань и шуацзяо;
- Ян Шивэнь, пр. Шаньдун, стиль мицзунцюань;
- Гу Жучжан, пр. Цзянсу, стиль шаолиньцюань;
- Ван Чэнчжан, Шанхай, стиль хунцюань (который 洪拳);
- Чжу Гучжэнь, пр. Хэбэй, стили синьицюань и ицюань;
- Чжан Вэйтун, пр. Шаньдун, стиль люхэцюань;
- Чжу Гулу, пр. Хэбэй, стили синьицюань и ицюань;
- Ма Чэнчжи, пр. Аньхой, стиль шаолиньцюань;
- Ху Цзион, пр. Хунань, стиль шаолиньцюань;
Прошло не так уж и много времени с эпохи Цянлун, но как поменялся перечень стилей!
Продолжение следует...