Найти тему
Расскажи мне сказку

Герои сказки. Баба-яга (часть первая - Хозяйка леса).

Про Бабу-ягу нужно писать не одну статью, а две. Потому что в её образе слились два: языческий "хозяйки леса/зверей" и народно-христианский "мертвый". Но для разбора завтра нам будет нужен только первый (да и было уже про ягу, как труп) - так что...

Баба-яга, заметим, образ достаточно поздний (и уж точно не имеющий отношения к любительским этимологиям от слов "баба" на хинди и "йога" на санскрите). Вопреки распространенным описаниям, про саму Бабу-ягу (и её "аналоги" в легендах других народов) можно с уверенностью сказать очень немногое:

- она однозначно женский образ (отсюда и "баба");

- она живет в лесу, причем не в самой ближней его части;

- она может вредить героям или помогать им - причем, чаще помогает. Но может и съесть или иначе напакостить.

Все.

Если вы сами проанализируете десяток-другой-третий аутентичных текстов сказок, то убедитесь: все остальное бывает очень и очень по-разному.

Хотя уцепившись за один какой-нибудь текст можно сделать вполне объемные и неожиданные выводы. Например, в одной работе было о том, что на образ бабы-яги наибольшее влияние оказали... старые женщины, которые вели кочевников в набеги на русские деревни и города. А к седлам они подвешивали котлы (зачем - не уточняется, может, в качестве барабана использовали). А котел - это почти ступа.
Вам смешно - а это реально опубликовано в книжке (не самой плохой, кстати).

Скоро мы встретимся с весьма необычной Бабой-ягой - так что очень полезно понимать: вариантов множество. Что говорит об очень простой вещи: одним и тем же словом/именем называли разных персонажей. Для удобства. А со временем сложные образы деградировали и становились простыми - так что и разницы особо никакой не было: Баба-яга, так Баба-яга.

Особенно любопытны пассажи, вроде "и повадилась к ней из леса баба-яга сосать белы груди" (то есть, наносить вред здоровью по модели вампиров) из записей сказок по сюжету "Безногий богатырь Мишка Котома" и им подобных.

Образ Бабы-яги, как лесной хозяйки (и "хозяйки зверей") имеет свои корни, конечно, в очень давнем мифологическом представлении. Еще в обществах охотников/собирателей существовала уверенность в особом значении женщины для охоты. Мужчины были что? грубая физическая сила. А вот договариваться с лесными духами о том, чтобы все сложилось удачно - это была обязанность женщин.

И многое другое, кстати, связанное не только с плодородием, но и с погребальными ритуалами. Не случайно, в первобытном искусстве зафиксирована четкая связь между образами женщин и "душ в виде птиц". Так что - редко упоминаемая - версия о происхождении образа Бабы-яги от живущей на отдаленном погосте жрицы, ответственной за отправление ритуалов проводов покойного, вполне имеет право на существование. Это, по крайней мере, объяснило бы маниакальную страсть Яги к сжиганию гостей.

Одна из основных задач "хозяйки зверей" - это заботиться о постоянном обновлении поголовья. Съеденные туши - это одно. А вот шкуры и кости положено было собирать и отдавать Хозяйке (или хоронить). Тогда из этого набора она могла создать новых, целых зверей, на которых опять можно было бы охотиться.

Выступая в качестве "матери" для зверей, она - логично - была и их повелительницей. Баба-яга в сказках пользуется этим, обычно, чтобы найти нужную герою информацию (её всегда знает какая-нибудь опоздавшая хромая жаба или волшебная птица) - например, где ему искать потерянную жену.

Хозяйка леса - не представительница Иномирья, хотя владеет "ключами от границы" и может пропустить героя. Поэтому, Баба-яга, часто выступает на стороне героя против однозначных "сил смерти" (в первую очередь - Кощея и Змея). Но может проявлять негативное отношение и вредить - по разным обстоятельствам.

Но Баба-яга может выступать не только в виде хозяйки зверей - а оказываться в самых неожиданных ролях. Делать из этого вывод о том, что она "такая" и "такая" - неправильно. Это применение имени (случайное или по вине стереотипов мышления собирателя) для другого образа, а не дополнительные "штрихи к портрету".