Недавно в Уфе прошел рок-фестиваль Rock's Park Fest, и нам удалось встретиться и поговорить с его организатором Павлом Кирилловым,
музыкантом и арт-директором кафе «Рокс».
ГАЛАРИНА, фото автора
Меня зовут Павел Кириллов. Я музыкант. Сам из Уфы. Музыкой занимаюсь с 1998года. Неоднократно участвовал в фестивалях, которые проходили в Уфе в начале двухтысячных годов - всякие «Джинсовые сентябри», «Майские фритоники», «Старые мельники» плюс фестивали в других городах. Последний фестиваль, который меня большей частью удивил, это был «Рок над Волгой» в 2012 году. Я его посетил, когда там было порядка 300 тысяч человек.
Несколько лет во мне зрела идея того, что в Уфе тоже нужен масштабный фестиваль. Когда начинал играть, в Уфе была куча групп, которые репетировали по подвалам. Тогда еще были площадки для выступлений. Группы боролись, чтобы попасть на эти площадки. Сейчас площадок почти нет - в Уфе можно выступать в паре-тройке заведений. Мероприятий, чтобы можно было показать себя большому количеству народа, широкому кругу публики, просто не проводится. Я хорошо изучил эту проблему, так как являюсь арт-директором «Рокс-кафе», и ежедневно у меня проходят живые концерты рок-групп.
В этом году на дне города выступали «Отпетые мошенники», программу можно было сделать намного интереснее и более живо. Не понимаю стратегию, как это выстраивается в городе, кто этим занимается и как эта программа планируется. Понятно, на дне города должны выступать башкирские коллективы, которые показывают нашу культуру горожанам и гостям из других регионов. Местных замечательных групп много, по большей части не хватает эфирного времени, чтобы такие ребята могли выступить. Много молодых музыкантов просятся отыграть в «Роксе», но ситуация такова, что аренда того же зала, электричество, персонал - все это дорого стоит. И не всегда получается у молодых групп выступить, потому что - это, во-первых, ночное заведение со знаком 18+, а во-вторых, они просто не соберут такое количество народа, чтобы окупить зал. Мне, как сотруднику, заведомо выходить в минус совсем неудобно. Мы живем в коммерческом мире и работаем за деньги. Но желание показать широкому кругу зрителей большое количество групп - а именно такова идея фестиваля - сидит во мне уже лет 6-7. И для ее воплощения надо было просто созреть. К нам в клуб пришел Саша Сосновский, который занимается у нас в городе арендой звукового оборудования, и предложил сделать концерт на улице.
Концерт планировался прямо вот здесь на парковке около «Рокса». Маленький однодневный концерт. Хотели пригласить одну звезду - «Lumen» и еще группы собрать. В итоге все это переросло в концерт российского масштаба. Двухдневный концерт!
Люди приехали со всей России. Команды же в большинстве были уфимские, были из Москвы, Санкт-Петербурга...
Когда Саша предложил сделать уличный концерт, я ответил, что давай, попробуем. Но когда все это выросло в формат двухдневного фестиваля российского уровня - тут требуется определенный статус и жесткие рамки проведения. Это должна быть огороженная территория с охраной порядка, а это дорогое удовольствие.
Многие возмущаются - вот надо делать фестиваль бесплатным. Ребят, если кто-то даст денег - да, не вопрос. Например, возьмем церемонию закрытия «Арт Уфы» на ВДНХ - привозили Самойлова («Агата Кристи»). Но все это было оплачено. Когда город, республика, министерство культуры выделяют деньги, тогда - да, можно сделать это бесплатным. Дали бы финансирование
- я бы бесплатный фестиваль провел. Но я делал этот фестиваль полностью на свои деньги! Абсолютно! Было вложено почти пять миллионов. Элементарно - привезти ту же группу «Ария», по бюджету выходило около 700 тысяч рублей. А народ возмущается -почему платно? Если брать просто для сравнения: я в этом году посетил два фестиваля в преддверии фестиваля в Уфе. «Доброфест» в Ярославле - цена входного билета была 3,5 тысячи рублей на 3 дня. И фестиваль «Нашествие», где один проходной билет на территорию фестиваля стоил 1800 рублей без права размещения палатки. Да, на «Нашествии» было 200 тысяч человек, но фестиваль проводится пятнадцатый год подряд!
Если далее говорить про Rock's Park Fest
- столкнулись с определенными трудностями на этапах согласования с администрацией города. Сейчас законодательство изменилось. Мы написали по поводу фестиваля главе администрации еще три месяца назад. По новому постановлению организатор обязан по большей части делать все сам. И безопасность обеспечивать тоже. То есть УВД выдвигает требование выставить на площадку энное количество сотрудников ЧОП. А каждый сотрудник ЧОП стоит немаленьких денег. Было выставлено требование по нашему фестивалю - 85 сотрудников ЧОП. И еще сотрудников полиции - порядка 50 человек. Помимо них у нас работало еще 40 волон-теров-добровольцев. Мы понимаем, что это безопасность зрителей. Но еще нужно обеспечить соблюдение санитарных норм.
За санитарные удобства для зрителей спасибо администрации Орджоникидзевско-го района, предоставившей 30 биотуалетов.
Изначально хотелось сделать наш Rock's Park Fest в формате большого российского фестиваля с палаточным городком. Но было требование со стороны города заканчивать в 11часов вечера.
R0CKS
шш
. 25ИШПЯ
14:00 PANAMA PHOENIX (Уфа)
14:30 ЛЬВИНАЯ ДОЛЯ (Уфа)
15:00 MY MAGIC. ESKIMOS
15:30 МОРЭ&РЭЛЬСЫ (Санкт-Петербург)
16:00 (RE)ACTIV (Челябинск)
16:30 ИГРУШКИ (Москва)
17:00 СМЕХ (Москва)
17:30 MYSELF (г.Самара)
18:00 БЕРЕМЕННЫЙ ТРАМВАЙЧИК (Уфа) 18:30 DISTEMPER (Москва)
19:30 ANACONDAZ (Москва)
20:30 AMATORY (Санкт-Петербург)
21:30 АРИЯ (Москва)
Была поднята тема: продажа алкоголя запрещена. Кто-то был рад, что не было пива, но по большей части приезжал тот народ, который катается по фестивалям - целевая аудитория имеет свои привычки. И как раз-таки в плане пива - все рок-фестивали так или иначе - пивные. И так часть народа мы потеряли, не пришел народ. Люди проводят параллели насчет бесплатности, как раз на «Старом мельнике» когда-то вход был по трем крышкам. Народ не понимает, что это было прокачивание пивного бренда. За счет бренда привозились артисты и делался фестиваль. Я вам скажу - 3 недели назад у меня одна из команд выступала на «Дне пивовара» в Стерлитамаке. И мы пили «Шихан», только что с завода. Очень вкусное пиво. Мы были готовы в этом году поддержать местные бренды. Есть еще и завод «Эфес» на Трамвайной в Уфе. Но условия, поставленные администрацией, не позволили нам это сделать. Народу порой что-то не нравится, чиновников что-то не устраивает - это судьба организатора - все воспринимать и не сдаваться. Это привычно - все равно будут те, кому понравилось.
Зрителей за два дня прошло 10 тысяч по билетам и пригласительным. На территорию фестиваля не пропускали людей с напитками. Была палатка с социальной водой - можно было купить воду по магазинным ценам. Неограниченное количество входов-выходов по билету. Захотел - уехал, приехал, опять зашел на территорию фестиваля. Ведь в час дня началось и длилось до позднего вечера.
Пул команд начали формировать в середине апреля. Сразу забронировали группу «Lumen», так как с ребятами я знаком очень давно. А потом уже начали брать другие команды - из своих предпочтений. Уже давным-давно я хотел увидеть группу «Кирпичи», чтобы они выступили в Уфе. И я их взял, потому что вырос на их музыке. Далее подбирая команды, поняли, что второй день фестиваля у нас будет мощнее первого. В первый день Distemper, Amatory и уфимские команды. В итоге организаторы поняли, что нужен еще один якорный хедлайнер. Группа на которую придет большое количество народа. Именно поэтому мы пригласили группу «Ария». Дальше уже формировали список из недорогих уфимских, московских, питерских команд. Диляра Вагапова, участница шоу «Голос» на первом канале, приехала со своей группой «Мураками» из Казани. Эта группа у меня два раза выступала в Роксе, и я их пригласил на фестиваль. Они с удовольствием согласились. Диляра, кстати, тоже активистка - организатор в Казани - они выиграли грант на проведение межвузовского музыкального фестиваля. Думаю 14 авгус-
B0CKS
ршш
26 ИЮЛЯ
12:00 ТЯЖЕЛОЕ ВРЕМЯ (Уфа)
12:30 PARTY ANIMAL (Уфа)
13:00 КАРТИНЫ ЖИЗНИ (Уфа)
13:30 ARCTIC RIDDIM (Уфа)
14:00 ГЛУМИЛИНО (Уфа)
14:30 АРТЕМИЙ (Уфа)
15:00 NORD (Уфа)
15:30 ИСЧЕЗАЮ (Стерлитамак)
16:00 ШИЗ-ОРКЕСТР КАША (Самара) 16:30 КЛИМ ЕГОРОВ (Уфа)
17:00 МУРАКАМИ (Казань)
18:00 ГОД ЗМЕИ (Уфа)
19:00 КИРПИЧИ (Санкт-Петербург) 20:30 ANIMAL ДЖАЗ (Санкт-Петербург) 21:30 LUMEN (Уфа)
та съездить в Казань на их фестиваль. Посмотреть.
Получил как раз информацию, что с 1ав-густа начался прием заявок на гранты президента по общественным мероприятиям. На следующей неделе садимся концепт расписывать. Хотим поучаствовать и сделать что-то бесплатное городское студенческое. Я в Роксе для поддержания молодежи постоянно провожу фестиваль «Рок-баталия». Он длится в течение трех месяцев и имеет несколько этапов. Ребята приходят, выступают и в итоге получают определенные призы - запись на студии, съемку клипа и т.д.
Дело в том, что хедлайнеры возраста Вагаповой, молодые группы, которые сейчас активно катаются по России, просто не соберут народ. Если проводить параллели с девяностыми годами - то подобия успеха «Му-мий-тролля» и Земфиры сейчас нет.
Я в свое время проанализировал то, как группы становятся популярными.
Как рок-группы становятся известными?
Первое. Какие-то команды со своей идеологией появляются в кризисные времена, когда прежняя система отношения в мире ломается, и сознание людей ломается тоже. Например, Ю. Шевчук и «ДДТ», «Алиса».
Второе. Громкая премьера кассового культового фильма, в котором песня группы стартует в саунд-треке. Так за счет фильма «Брат 2» выстрелили БИ-2, «Океан Эльзы», «Смысловые галлюцинации». Фильм «Ночной дозор» - Uma2rmaH (братья Крестовские).
Третье. Коммерческие проекты, в которые вливаются деньги. Сейчас, на мой чисто субъективный взгляд - это такие проекты, как «Градусы», «Айова». Я их даже рок-группами не считаю, но они играют концерты вживую, на живых инструментах. Прошло время фанерщиков и минусовщиков. Раньше так отличали рокеров от эстрадников. Сейчас все с живыми коллективами катаются. И Меладзе, и Лепс, и Агутин.
Также я занимаюсь созданием кавер-проектов. Сейчас это очень востребовано. На тему каверов я объявлял прослушивание в свое время в училище искусств. Хотел прослушать баянистов, саксофонистов, тромбонистов, трубачей, т. е. духовую секцию. Хочется иметь богатый звук.
Наши молодые группы - непонятно на что они ориентируются. Когда мы начинали играть, нашими идеалами были крутые музыканты и исполнители. И мы снимали их произведения точь-в-точь, стирая пальцы в кровь. Почему-то у молодежи пошла тенденция, что надо сначала сделать свой материал, хоть из ничего, нулевого уровня, но свой. А технического задела нет. Нет желания осваивать разные приемы игры. Он научился три аккорда играть, и их и играет. А сыграть то что играли Пейдж или Хендрикс - это значит подтянуть технику игры. Выходит молодая команда и свой материал у них сухой, блеклый. Нюансов никаких, очень скучно и скудно.
И вот хочется познакомить новое поколение людей с богатой музыкой даже если они не могут позволить себе пойти на группу «Ленинград», которая работает там, где 5 тысяч стоит вход. У группы «Ленинград» звучание по инструментам практически оркестр духовой в 15 человек иногда.
Хочется сделать фестиваль и на следующий год. Продолжить знакомить зрителей с мощными командами. За один год невозможно сразу привезти кучу топовых российских рок-исполнителей. Хотим сделать фестиваль за городом, с палаточным лагерем и разными развлечениями, помимо концерта. На сегодня в Уфе 200 рок-групп, а было когда-то 600 - тогда и взлетали команды отсюда в российские звезды.