На днях стали известны данные о строительства танкеров-газовозов СПГ ледового класса типа "Ямалмакс" для проектов "Новатэка" на дальневосточной судоверфи "Звезда". По информации газеты "Коммерсантъ", стоимость строительства одного судна рассматривается на уровне 383 млн долларов. Причем речь идёт об оптимистичном сценарии при плановой загрузке судоверфи до 2035 года. В случае если что-то пойдёт не так, стоимость постройки головного судна может достигать 698 млн долларов.
Напомним, первая серия "Ямалмаксов" достраивается в Южной Корее на верфи DSME. По данным зарубежных СМИ, стоимость одного газовоза составляет порядка 320 млн долларов.
Также интересно, что строить вторую, российскую, партию газовозов планируется с участием всё той же Южной Кореи. При этом стоимость иностранного участи остаётся неизменной независимо от количества судов в серии – 235,4 млн долларов. Кстати, схожую схему "Звезда" использует для постройки серии нефтяных танкеров типа "Афрамакс" в кооперации с Hyundai. Части корпуса изготавливаются в Корею и затем доставляются в Большой Камень.
Блог ТГД постарался разобраться, почему создание одного и того же продукта может на столько отличаться.
Логистика
В отличие от Южной Кореи, где возле крупных верфей создаются кластеры производителей оборудования и материалов, "Звезда" похвастаться развитой региональной промышленностью пока не может. Судоверфь создаётся по соседству с действующим Дальневосточным заводом "Звезда", но он специализируется на ремонте подводных лодок. Остальные предприятия судостроительной отрасли на Дальнем Востоке, по сравнению с временами СССР, находятся далеко не в лучшей форме.
О "золотой логистике" проектов на "Звезде" не так давно предупреждал предупреждал и президент ОСК Алексей Рахманов. Разумеется, к словам топ-менеджера нужно относиться критически: до этого судостроительная корпорация проиграла "Звезде" борьбу за постройку ледоколов "Лидер". Но здравый смысл подсказывает, что транспортные расходы будут действительно большими. Даже если доставлять грузы через Северный морской путь. По некоторым данным, такой вариант тоже рассматривается.
Оборудование
Ещё одна большая проблема – выпуск основного оборудования. Самая простая ситуация с ледоколами, в том числе атомными. Для них выпуск ключевого оборудования в России уже налажен на строящейся серии проекта 22220. Осталось только доставить реакторные установки, турбины и гребные электродвигатели из европейской части страны, где они уже производятся.
С такими судами, как арктические газовозы, дело обстоит гораздо сложнее. Да, консорциум, управляющий судоверфью "Звезда", пытается наладить выпуск ключевого оборудования в Большом Камне. Например, достраивается совместный с американской General Electric завод по выпуску винторулевых колонок "Сапфир". Также "Роснефть" ведёт работу с французской GTT по получению технологии мембранных баков для транспортировки сжиженного природного газа. Однако пока неизвестно, когда эти предприятия выйдут на серийный выпуск. В любом случае такое оборудование обойдётся дороже, чем в Южной Корее, где уже отработаны все производственные цепочки.
Кадры
Наконец, есть проблема с кадрами, которые. как известно, в некоторых ситуациях решают всё. По некоторым данным, из штатной численности в 7,5 тыс. человек, на данный момент "Звезда" укомплектована примерно на 2 тыс. человек.
Судя по сайтам вакансий, дальневосточные корабелы активно набирают людей по всей стране. Многие действующие верфи, особенно, в восточной части страны рискуют потерять ценных сотрудников.
За людей "Звезда" тоже готова переплачивать. На уровне рабочего персонала разница в зарплате может быть не очень большой, но специалисты среднего звена могут получать на Дальнем Востоке в несколько раз больше, чем в европейских регионах. За это тоже кому-то приходится платить.
Пока что расходы несёт управляющий верфью консорциум в составе так или иначе связанных с государством "Роснефтегаза", "Роснефти" и Газпромбанка. И бюджет. Помимо действующих льгот резидентам ТОР "Большой Камень", по тем же газовозам планируется субсидировать судоверфи разницу в цене по сравнению с Южной Кореей.
Разумеется, развивать Дальний Восток необходимо. Вопрос в том, как качественно и быстро могут быть решены перечисленные проблемы. В противном случае есть риск, что средства в бюджете закончатся раньше, чем "Звезда" начнёт приносить прибыль.