Приветствую на канале!
В современном мире даже истребителю, как и любому товару, необходима реклама. Ради продвижения разработчики своего продукта готовы создавать совершенно не укладывающиеся в голове лозунги. Последним ярким примером можно считать заявление шведских самолётостроителей о колоссальном превосходстве новой модификации СааБ Грипен Е над нашими самолётами фирмы «Сухой». В частности, Су-27, Су-30СМ и даже Су-35С. Так ли это на самом деле? Давайте разберёмся.
Сравнивать мы будем шведский истребитель с нашим Су-30СМ1. Оба самолёта еще не пошли в серию, но их образцы уже прошли испытания. Начнём со шведа. SaaB Gripen – это лёгкий многофункциональный истребитель, состоящий на вооружении еще с 1997 года, а SaaB Gripen E – это последняя модификация, главным отличием которой является наличие АФАР-радара и, как утверждают шведы, серьёзный комплекс радиоэлектронного подавления. ЛТХ самолёта примерно следующие: боевой радиус не превышает 1300 км, а максимальная скорость не более 2200 км/ч. Боевая нагрузка составляет чуть более 5 тонн – это позволяет брать на борт внушительный арсенал, среди которого наиболее выделяется ракета воздух-воздух AIM-120D, максимальная дальность которой составляет 180 км. SaaB Gripen E является одноместным истребителем, который рассчитан на бой на дальних или средних дистанциях благодаря АФАР-радару Selex-ES Raven ES-05 и вышеназванной ракете. Некоторые источники утверждают, что он способен обнаружить цель, ЭПР которой равна 3м2 на дальности до 200 километров на встречных курсах.
А что у нас? Более подробно про Су-30СМ1 мы писали тут, а сейчас кратко пройдёмся по его характеристикам. Наш, в отличие от шведа, двухдвигательный сверхманевренный истребитель завоевания господства в воздухе, созданный для противостояния куда более серьёзным машинам. Максимальная скорость равна шведу, а боевой радиус больше на 200 км. Но так как наш самолёт куда более крупный, то и несёт вооружения в два раза больше – около 10 тонн максимально. Некоторые источники утверждают, что в состав вооружения «сушки» может входить ракета Р-37, максимальная дальность пуска которой составляет более 300 км. Эта ракета уже принята на вооружение и является эксклюзивом наших ВКС. Раньше, для обнаружения целей на такой дальности был необходим самолёт ДРЛО А-50У, но в модернизированном Су-30СМ1 в этом нет необходимости – некоторые источники указывают, что в нём установлена РЛС Н035 Ирбис от Су-35С – это позволит обнаружить Грипена на дальности почти 300 километров и осуществить пуск Р-37 с максимального расстояния.
Однако, как утверждают шведские самолётостроители, их SaaB Gripen E сможет эффективно бороться с очевидно превосходящим его Су-30СМ1 с помощью систем радиоэлектронного подавления. Но и тут есть трудности – БРЛС Н035 Ирбис обладает очень высокой помехозащищенностью и системы РЭП не представляют для неё особых трудностей. Вторым возможным вариантом, который рассматривают шведы, является хорошо известная американская тактика – один самолёт с включенным радаром обнаруживает себя, но на дальности безопасной для себя, а остальным он выдаёт целеуказание, за счёт чего они могут подойти ближе 180 км для пуска своих AIM-120D. Однако этот сценарий тоже маловероятен по причине все того же Ирбиса.
Таким образом, можно сделать вывод, что рекламщики из фирмы SaaB сделали не совсем удачный рекламный ход, ведь покупатели истребителей прекрасно понимают, что Грипены и Су-30СМ – совершенно разные классы самолётов и более корректным было бы сравнение их с МиГ-35.