Найти в Дзене
Журнал book24.ru

Как Зощенко победил депрессию. И как его за это наказали

Оглавление

Зощенко можно считать первым человеком, который изобрёл правила самопсихоанализа, применил их к самому себе и победил свои проблемы. Но вот, что началось дальше, объяснить намного сложнее. Об этом в нашей статье и расскажем.

Гений-дилетант в работе мозга

-2

Зощенко был как тот пациент из анекдота, которому предлагают почитать смешные рассказы, чтобы развеселиться, а потом выясняется, что он же их и написал. Несмотря на лёгкость и юмор его прозы, на самом деле Зощенко долгое время страдал депрессией.

В 1943-м году в журнале «Октябрь» начинают печатать повесть «Перед восходом солнца». Следует заметить, что это не было первым опытом Зощенко в медицинском деле: ещё десять лет назад в журнале «Звезда» печатали его книгу «Возвращённая молодость», где были вполне действенные советы по сохранению активности. Писатель даже стал получать приглашения на заседания в Институт мозга.

Хандру переоценивают

-3

В «Перед восходом солнца» писатель рассказал, как избавлялся от депрессии. Нет, в ранней молодости он был уверен, что вечная меланхолия – это печать гениев, это же так «поднимает над толпой». Депрессия сказывалась и на физическом здоровье – пошаливали сердце, печень, желудок, приходилось ездить на лечение. На одном из курортов Зощенко встретил человека в глубокой депрессии, который явно должен был уж очень «возвыситься над толпой».

Вот он – источник мудрости, который не способен к принятию такого жалкого бытового мира, этой окружающей пошлости – думал писатель… После очень короткого разговора Зощенко убедился, что перед ним законченный дурак, который думал только о деньгах, еде и женщинах. Возвышающая меланхолия оказалась мифом.

Вперёд в прошлое

-4

Зощенко разработал очень интересный способ, чтобы избавиться от хандры. Он отверг построения Фрейда, как чересчур примитивные, и попытался обратиться к памяти о собственном детстве. Чем дальше он погружался в пучины воспоминаний, тем сильнее чувствовал охватывающий страх. Так он понял, что находится на верном пути.

Повесть читается, как детективный роман. Потому что, пытаясь расшифровать образы, он обнаруживал фрагменты своего детства, про которые не помнил и знал по рассказам родных. Ужас, заслонивший всю его жизнь, был продиктован операцией, которую ему, двухлетнему малышу, сделали без наркоза.

Причём очень многие пережитые в детстве травмы не просто отражались на его психическом состоянии, они управляли его здоровьем, заставляя не просто бояться неких символов, но и испытывать вполне реальные физические муки (организм начинал считать, что ему снова что-то угрожает).

Странная реакция

-5

Повесть заканчивалась на оптимистической ноте – автор победил свои неврозы, но читатели узнали об окончании много позже, потому что журнал напечатал только две первые части повести. А самого Зощенко подвергли травле.

Даже сейчас, когда читаешь обвинения, так и не можешь понять, что же именно в повести не понравилось народу. «Демонстрирует действительность в уродливом свете», «отвратительная повесть», «сопровождается антисоветскими выпадами». Ужасные обвинения. И ни одного конкретного. Как будто все те тени, которые Зощенко изгнал из своего сознания, овладели другими людьми и заставили их клевать писателя.

Депрессию вернули насильно

-6

В 1946-м году автора и Ахматову стал клеймить секретарь ЦК ВКП(б) Жданов (и всё теми же общими фразами, что конкретно они совершили, было не ясно). Переводческая деятельность, которую оставили обоим литераторам, приносила им даже больше денег, чем писательская. Но если Ахматова боле-менее смирилась с судьбой (тем более, она постоянно думала и о том, как могут навредить её арестованному сыну), то Зощенко воспринимал всё болезненней, тёмная депрессия вернулась.

После смерти Сталина в 1953-м году бывших опальных литераторов снова вернули к печати. Но «удача» Зощенко длилась недолго: на встрече с иностранцами он желчно сказал, что он офицер, имеющий боевые награды, и что когда-то его оклеветали… И начался новый виток травли. Через пять лет Зощенко скончался.

«Перед восходом солнца» печатали контрабандой то в СССР, то в США, пока наконец не напечатали открыто и полностью в 1987-м году. Что же такого крамольного оказалось в повести – до сих пор остается загадкой. Видно, не проходят даром человеку попытки преодолеть ужасы своего подсознания.

А что вы знаете о непростой жизни Михаила Зощенко? Пишите в комментариях!

До новых книг!

Ваш Book24