О впечатляющей книго-новинке
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки!
Дорогие друзья, день добрый! С вами по традиции историк Андрей Васильченко. Однако сегодня мы опубликуем материал, которые некоторое время назад готовился для другого канала – REDCAT – с которым я был очень дружен. Однако редакция «кота» в знак протеста против лицемерной позиции руководства Дзен-Яндекс канал «закрыла», а потому материал как бы остался без дела. Поскольку данный текст посвящен мне, то с разрешения его автора я размещаю его на своем канале. Простите, если это нескромно.
О нуаре в России писали много и даже часто. Однако писали обычно одно и то же, а потому статьи, появлявшиеся в сборниках и специализированных журналах, напоминали друг друга как клонированные овечки Долли (кажется так звали генетическую барашку?) Опять же объем подобных материалов был ограниченным и обычно они описывали общие черты нуара. По этой причине книга Андрея Васильченко «Пули, кровь и блондинки. История нуара» стала подлинным событием как в жизни отечественных любителей хороших книг, так и поклонников кино. С привычной автору методичностью и обстоятельностью он шаг за шагом анализирует феномен нуара, заглядывая в такие потаенные уголки «мрачного жанра», куда не решался зайти ни один поверхностный кинокритик.
Андрей Васильченко уже известен свои книгами, посвященными германскому кинематографу, а кроме того является не только историком, но и блестящим специалистом по ретрокультуре. Сам он не раз утверждал, что «переходным мостиком» к нуару стала фигура гениального германского режиссёра, Фрица Ланга. Посе эмиграции в 1933 году в США он стал одним из создателей и классиков «черного кино», как иногда именуют нуар. Отечественному читателю впервые за всю историю явленно полноценное, почти что фундаментальное, а не отрывочное исследование по истории и теории нуара. Можно сказать, что книга «Пули, кровь и блондинки» является первым учебником по нуару на русском языке. Парадоксальность ситуации заключается в том, что западная библиография проблемы исчисляется десятками страниц. Нельзя не отметить обстоятельно книги, где рассмотрены мельчайшие детали нуара: роль города, формирование отдельных ампула, значение цвета и тьмы как субстанции, определяющей пространство и время, а заодно поглощающей в себе всевозможные цвета. И при этом всём Андрей Васильченко заявляется о том, что готов написать преодоление книги, которая только-только появившись на рынке, уже стала бестселлером.
Если говорить о несомненных плюсах книги, только нельзя не отметить два качественных момента. Во-первых, это приложение, которое хотя и именуется «Краткая хронология нуара», но способно удовлетворить даже самого взыскательного любителя кино. При этом автор «не нагоняет строку», не перегружает и без того титанический список лишним деталями (оператор фильмы, сценарист и т.д.), что при желании может выяснить любой, у кого есть выход в интернет.
Во-вторых, нельзя не отметить старательность и кропотливый труд издательства «Пятый Рим», которое издало книгу «Пули, кровь и блондинки». Текст не только тщательно выверен и грамотно сверстан, но издательство не поскупилось на хорошую бумагу, что делает весьма привлекательными великое множество иллюстраций, которые наличествуют фактически на каждой странице. Это позволяет без проблем понять и постигнуть те вещи (иногда не самые простые), о которых говорит автор. Опять же надо отдать должное его образному языку, который находится в гармоничном равновесии, балансируя между академическим лексиконом (но без присущего ему сухости) и популярным стилем (но без всякого роди вульгарных отступлений).
Отдельно хотелось бы отметить, что Васильченко не ограничивает исследование нуара его классическими периодом, который приходился на 1941-1959 годы. Он продолжается анализировать влияние нео-нуара, которые можно заметить в фантастике, мистике, подростковом кино. И это не считая того, что автор выводит из нуара криминальные комедии, судебные драмы, трюмные трагедии, гангстерские фильмы. Впервые в исследовательской литературе (и не только отечественной) было заявлено, что нуар является не жанром и не стилем, а сверхжанровой матрицей, оказавшей титаническое воздействие на всю современную культуру и современное искусство.
Сайт о главной книге России про нуар
http://noir-film.ru