Найти тему
Капитал страны

«Самолет-рекорд». Чем удивлял мир Ту-114

Туполев, Ту-114
Туполев, Ту-114

На самолете Ту-114 было установлено 32 мировых авиационных рекорда. Он был самым скоростным пассажирским лайнером в мире с турбовинтовым двигателем. Единственным в мире турбовинтовым самолетом со стреловидным крылом, с самыми мощными двигателями. Не говоря уж о том, что стал самым большим пассажирским самолетом своего времени.

-2

ОКБ Туполева при создании этого самолета пошло по пути Ту-104. В качестве прототипа для этого пассажирского лайнера был взят стратегический бомбардировщик Ту-95. Ту-114 производился в 1961-1965 годах. Всего был построен 31 самолет.

Ту-114, пассажирский салон
Ту-114, пассажирский салон

Максимальная скорость этой машины составляла 880 километров в час, крейсерская скорость до 770 километров в час. Дальность полета 9730 километров. Фюзеляж самолета имел две палубы. На нижней располагались багажные отсеки, комната отдыха экипажа и кухня. На верхней - пассажирский салон.

Ту-114, чертеж
Ту-114, чертеж

В 1958 году был выполнен первый демонстрационный полет самолета в Нью-Йорк. В 1959 году состоялся перелет лайнера по маршруту Москва - Хабаровск и обратно. Тогда же Ту-114 доставил делегацию СССР во главе с Хрущевым в Вашингтон. Первый регулярный рейс из Москвы в Хабаровск состоялся в 1961 году. В последующие годы выполнялись регулярные рейсы из Москвы в Алма-Ату, Ташкент, Новосибирск и Хабаровск.

Ту-114, кабина пилотов (фото: Ник Беляев)
Ту-114, кабина пилотов (фото: Ник Беляев)

В 1967 был выполнен первый регулярный рейс в Японию. Эксплуатация самолета на этом маршруте выполнялась совместно с японской компанией Japan Airlines. Кроме того, Ту-114 совершал полеты в США, Канаду, Индию и страны Африки.

Посадка самолета дальнего следования Ту-114 на рейс Ле-Бурже 5 июня 1959 года
Посадка самолета дальнего следования Ту-114 на рейс Ле-Бурже 5 июня 1959 года

2 декабря 1976 года Ту-114 совершил свой последний полет. К этому времени большинство машин имело налет 15000 часов. У них появились трещины в силовых панелях двигателей. Дальнейшая эксплуатация этой техники была признана небезопасной. Доработкой и ремонтом решили не заниматься - турбовинтовые машины к тому времени уже морально устарели. Списали самолеты к лету 1977 года. 21 из них был порезан на металлолом.

На смену Ту-114 пришел гораздо более современный дальнемагистральный Ил-62. О нем мы расскажем в одной из следующих публикаций на канале «Капитал страны».

Познакомьтесь с предыдущими материалами серии «Достояние гражданской авиации СССР»:

1. «Илья Муромец» – каким был первый гражданский самолет России

2. «Кукурузник» был пассажирским самолетом? Представьте себе!

3. Ту-104 – первый в мире реактивный пассажирский лайнер

4. Ил-18 –первый советский пассажирский самолет, широко продававшийся за рубежом

-7