Найти тему
Let'sFly

Выбор верного размера крыла

Оглавление

Bruce Goldsmith

Лёгкость. Ваш полный комплект для полётов может весить менее 10 кг. Фото: Charlie King.
Лёгкость. Ваш полный комплект для полётов может весить менее 10 кг. Фото: Charlie King.

Как производители выбирают вилки весов для парапланов? Что будет, если вы слишком тяжелы или легки для своего параплана?

Обращай внимание на весовую вилку.

Первое, обращайте внимание только на вилку весов, которую указывает производитель (к примеру, 85-105 кг), а не на название размера (соответственно, ML). Каждый производитель по своему рассчитывает размер крыла параплана, поэтому покупка крыла с таким же названием размера (уже упоминавшийся выше ML), что было раньше, но другого производителя, может быть большой ошибкой. Весовые вилки одного размера разных производителей легко может отличаться на 10%, а это уже может быть соседний размер.

Второе, то что один производитель называет "средним", другой вполне может назвать "большим". Поэтому всегда смотрите только на показатели веса вилки, а не на название размера.

Так какой же правильный размер?

Ответ довольно прост: это ваш полный вес в готовности к полёту, включая всё снаряжение, одежду и крыло. Определив свой полётный вес, выбирайте размер крыла, при котором ваш полётный вес будет ближе всего к середине весовой вилки.

Обычно масса снаряжения среднего пилота составляет порядка 13 килограммов. Если вы крупнее - масса чуть вырастет, скажем 14 килограммов, а для маленьких пилотов - 12 килограммов. Но масса снаряжения может сильно отличаться. При полётах на соревнованиях, масса моего комплекта снаряжения составляет 25 килограммов во многом благодаря соответствующей подвеске. Используя облегченное снаряжение, можно облегчить свой лётный комплект до 6 килограммов, включая спасательный парашют, что является прекрасным результатом для прогулок, но возможно вам также понадобится и параплан меньшего размера.

Угол планирования не зависит от нагрузки на крыло.

Как производители выбирают весовые вилки размеров?

Я не могу говорить за всех производителей. Но расскажу какой метод использую лично я. Первым я проектирую средний размер и выбираю геометрические размеры крыла, учитывая несколько факторов: используемый профиль крыла, его арочность, назначение крыла.

Обычно проекционная площадь крыла размера М с весовой вилкой 80-100 килограммов составляет 23 квадратных метра. Закончив испытательные полёты на нем и набрав достаточно опыта, я могу немного скорректировать допустимые веса вилки вверх или вниз.

Другие размеры крыла параплана проходят аналогичную процедуру: каждый размер пропорционально увеличивается или уменьшается на 4%. Это даёт изменение площади крыла на 1,04 х 1,04 = 1,082, или 8,2% между соседними размерами.

Опыт показывает, что нагрузка на крыло, которую рекомендуют производители, может быть не одинаковой для разных размеров одной модели крыла. Более крупные размеры лучше с чуть более высокой нагрузкой на крыло, а парапланы малых размеров должны иметь немного меньшую нагрузку на крыло.

Что случиться, если вы тяжелы для крыла?

Перегрузка крыла дает как преимущества, так и недостатки. Параплан полетит быстрее. Скорость срыва, а также как и балансировочная скорость и максимальная скорость вырастут. Прирост скорости обычно составляет 1-2 километра в час на каждые дополнительные 10 килограммов массы и зависит от конкретной модели параплана. Скорость снижения также чуть-чуть возрастёт, а усилие на клевантах вырастет.

В целом перевес приводит к следующему:

  • Параплан летит быстрее.
  • Худшая скорость снижения.
  • Большее усилие на клевантах.
  • Снижение вероятности вращений.
  • Крыло лучше сопротивляется сложениям.
  • Менее глубокие срывы.
  • Более резкие и агрессивные выходы из срывов и вращений.
Лёгкий и быстрый. Лёгкое и небольшое крыло немаленькому пилоту предоставит довольно быструю поездку. Фото: Charlie King.
Лёгкий и быстрый. Лёгкое и небольшое крыло немаленькому пилоту предоставит довольно быструю поездку. Фото: Charlie King.

А если вы легче?

Все будет противоположным перегруженному крылу:

  • Вы летите медленнее.
  • Скорость снижения лучше.
  • Выше риск глубоких срывов.
  • Менее агрессивный выход из срывов и вращений.
  • Меньше усилие на клевантах.
  • Выше вероятность срывов в негативные режимы.
  • Меньшая сопротивляемость крыла сложениям.

Важно помнить, что угол планирования не зависит от загрузки крыла. Если вы слишком тяжелы, - в полёте у вас будет тот же угол планирования, просто скорость полёта будет чуть более высокая. Однако маленькие крылья склонны планировать чуть хуже больших.

Персональные предпочтения.

Лично мне нравится летать более тяжелым летом и облегчённым зимой. Всё потому, что летом погодные условия более сильные, а большая скорость полёта более важна скорости снижения. Зимой же важно обратное. В итоге идеальный размер параплана для меня тот, для которого я буду у нижней границы весовой вилки в минимальной экипировке и у верхней границы весовой вилки в полном комплекте соревновательной экипировки, включая балласт.

Необходимо запомнить

  • Обращайте внимание на значения весовой вилки парпалана, а не на его размер.
  • Знай свой полётный вес - ваш вес плюс вес всего вашего снаряжения.
  • Старайтесь летать в середине весовой вилки, но не слишком зацикливайтесь на этом
  • Летать с перевесом - значит летать быстрее и с большим усилием на клевантах.
  • При недогрузе параплана вы летите медленнее, а клевантами легче работать.

Перевод соответствующей главы книги "FIFTY WAYS TO FLY BETTER", автор Bruce Goldsmith and friends. Мнение переводчика может не совпадать с мнением автора. Материал выложен на некоммерческой основе и исключительно для ознакомления.