Новый год в киноклубе «Киноа» открывают показы фильмов с замечательным эстонским и советским актером Юри Ярветом.
Ретроспектива начиналась его главной картиной «Король Лир», продолжалась фантастическим детективом «Отель «У погибшего альпиниста» и завершалась фильмом из 90-х «Тьма в Таллине». Поскольку одной из декораций «Тьмы в Таллине» служит настоящая библиотека, мы решили перенести нашу ретроспективу из онлайна в офлайн, а именно в Молодежную библиотеку на Гражданке (Санкт-Петербург), где уже в ближайшее воскресенье мы будем смотреть три фильма, фантастических во всех смыслах. Чтобы немного расширить взгляд на творчество Юри Ярвета, вместо черно-белого шедевра Козинцева (подробнее о нем можно прочитать в нашем материале на платформе syg.ma и в группах киноклуба в соцсетях) посмотрим «Солярис» Андрея Тарковского по Станиславу Лему.
«Солярис» - культовый фильм по фантастическому роману Станислава Лема
Гран-при Каннского кинофестиваля, почетное звание одного из самых выдающихся фантастических фильмов всех времен (входит в топ-10 фантастических фильмов газеты The Guardian и в разные другие топы), созвездие актеров, съемки от Звенигорода до Токио и бюджет в один миллион рублей – «Солярис» Андрея Тарковского, безусловно, достоит восхищения. В сценарии по фантастическому роману Станислава Лема Юри Ярвету досталась запоминающаяся роль ученого Снаута.
Электронный саундтрек написал Эдуард Артемьев, а художником-постановщиком выступил друг Тарковского, прекрасный художник Михаил Ромадин. Серию его эскизов к «Солярису» можно было увидеть в прошлом году на выставке ко Дню космонавтики в галерее Тотибадзе на Винзаводе.
К 30-летию оригинального фильма Тарковского Стивен Содерберг снимет ремейк с Джорджем Клуни в сотрудничестве с легендарной Миленой Канонеро, художником по костюмам, работавшей на таких визуально безупречных фильмах, как «Сияние», «Отель «Гранд Будапешт» и «Мария-Антуанетта». Но это совсем другая история.
«Отель «У погибшего альпиниста» - дизайнерский детектив по роману братьев Стругацких
«Отель «У погибшего альпиниста» снят по фантастической повести с детективным сюжетом братьев Стругацких. Это последний и самый эстетский фильм эстонского режиссера Григория Кроманова. Юри Ярвет здесь играет хозяина отеля, не менее таинственного, чем пространство вокруг.
Исследователь советской фантастики Энриетта Седерлеф считает, что «Отель «У погибшего альпиниста» по своей визуальной эстетике и гендерным ролям (следователь, роковая женщина) можно отнести к жанру нуара. Седерлеф в сотрудничестве с эстонским искусствоведом Эвой Нарипеа написали статью «Жанр и гендер в «Отеле «У погибшего альпиниста», в которой их параллель между американскими нуарами и скромным фильмом советской Эстонии идет еще дальше: как в классических нуарах изображался преступный мир для изобличения недостатков капитализма, так и «Альпинист» говорит об опасностях советского режима. И это даже забавно: Григорий Кроманов вслед за Стругацкими так активно «изобличает» ненавистный коммунизм, что делает его до боли похожим на типичный капиталистический отель, населенный нечистью. Этикет, айдентика на французском языке, главный герой, похожий на Томми Ли Джонса, - ну какой тут советский строй, налицо швейцарские Альпы! С тем же успехом можно было бы отнести фильм Кроманова не к нуарам, а к направлению cinema du look (или необарокко), которое примерно в те годы и зародилось.
Несмотря на прибалтийскую «западную» эстетику, снимали фильм не в Эстонии, а недалеко от Алма-Аты, на территории горнолыжного курорта Шымбулак, расположенного в северо-западной части тянь-шаньского хребта. Здание, ставшее главной декорацией и местом действия фильма, было спроектировано группой архитекторов проектного института «Алмаатагипрогор» (сегодня «ПИ Алматыгипрогор-1») во главе с Владимиром Кацевым. Подробно об архитектуре и ценности спортивных объектов Шымбулака (каток и спорткомплекс «Медеу») можно прочитать в вышедшей недавно книге историков архитектуры Анны Броновицкой и Николая Малинина с фотографиями Юрия Пальмина «Алма-Ата: архитектура советского модернизма 1955–1991». К сожалению, сам мистический отель не сохранился.
Красивые заснеженные пейзажи снимали в урочище Туюк-Су, а интерьеры - на студии «Таллинфильм»: декорации создал художник-постановщик (впоследствии стал снимать свое кино) Тыну Вырве в сотрудничестве с графиком и декоратором Прийтом Вахером. Костюмы придумали Вячеслав Зайцев и Элл-Маайя Рандкула (Ell-Maaja Randküla), электронный саундтрек написал Свен Грюнберг. Неоновые огни, сюрреалистическая живопись и графика на стенах, дизайнерская мебель на белоснежном фоне горных склонов запомнились современникам: фильм получил приз за лучшее художественное оформление на кинофестивале Эстонской ССР в 1980 году.
«Тьма в Таллине» - редкий шанс увидеть Таллин 90-х
«Тьма в Таллине» – очень странный фильм, о существовании которого можно узнать из серии передач кинокритика Марка Казинса для BBC, в которых он рекомендовал всякое странное кино, в том числе и это. Казинс сравнивает «Тьму в Таллине» с «Третьим человеком» - не только сюжетно (только что пал режим, и в стране начинается другая жизнь), не только атмосферно (в городе орудуют шпионы или бандиты, и вот-вот появится Гарри Лайм в исполнении Орсона Уэллса), но и технологически (как и в фильме Кэрола Рида, эстонский оператор Рейн Котов использует острые голландские углы для создания напряжения).
Монтаж выполнил Кристофер Теллефсен, с которым режиссер фильма Илкка Ярве-Латури познакомился во время учебы в Нью-Йорке, - это человек, монтировавший фильмы Скорсезе, Формана, Стиллмана и Кларка.
Несмотря на такие параллели, кинозритель-сноб все равно презрительно поморщится и обзовет этот маленький фильм «чернухой». Наверное, так и есть: это мрачный, страшный, безысходный черно-белый (рас)сказ прямиком из 90-х обрадует разве что любителя таллиннской архитектуры. Модернистское здание библиотеки притворяется банком, панорамный ресторан наверху телебашни притворяется местом встречи мафиозных боссов (одного из них как раз и играет Юри Ярвет - пожалуй, единственный профессиональный актер на весь фильм), а серые промзоны не притворяются ничем, так и существуют по сей день (хотя даже они постепенно трансформируются то в выставочные пространства, то в концертные площадки).
Как говорит Марк Казинс, вы должны это увидеть, не переключайтесь! Приходите, приезжайте, приводите друзей!
Начало 17 февраля в 12:00
Адрес: Санкт-Петербург, Гражданский проспект, 121/10
--------------------
- подписывайтесь на наш канал в Дзене
- читайте наши статьи на платформе syg.ma
- смотрите кино из нашего списка на сервисе MUBI
Приятного просмотра!