Все родители мечтают о том, чтобы их малыш рос здоровым, умным и талантливым ребенком. И в нашем современном мире созданы для этого все условия. Практически в каждом городе вы найдете множество развивающих центров для малышей от 6-9 месяцев. Что стоит за модной вывеской Монтессори- центр, на чем основывается методика Вальдорф- Штайнера, из чего состоят занятия по системе Зайцева? Что подойдет непоседе, а куда лучше отвести скромного малыша, где развивают логику, а где больший упор делают на развитие творческих способностей.
Рассмотрим 5 основных методик раннего развития так популярных сейчас.
Методика Марии Монтессори- самая популярная на данный момент из всех методик раннего развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в т.ч. на развитие мелкой моторики, упражнения направленные на развитие речи, а также традиционные лепку и конструирование, рисование и аппликацию, многочисленные развивающие игры, пение и танцы.
Особенно важна в этой системе организация Монтессори- пространства, когда помещение делится на зоны : зона сенсорного развития, зона развития мелкой моторики, зона развития творческих навыков, речевого развития и тд. Каждая зона должна быть оснащена разными по текстуре игрушками и развивающими материалами.
В Монтессори- центре ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он выбирает то, с чем хочет играть, поэтому фактически развивается самостоятельно- преподаватель не навязывает знания ребенку, а лишь помогает и направляет.
Работа в группах ведется основываясь на трех основных правилах:
1.Уважительное отношение к другим людям- Все мы очень твердо знаем: мы друзей не обижаем!
2.Уважительное отношение к чужой работе- Мы друг другу не мешаем, если просят -помогаем.
3. Уважительное отношение к окружающей среде- Материалы мы берем, поиграем- уберем.
Заниматься по данной системе можно с 6 месяцев.
Плюсы: Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы. У них развита мелкая моторика рук, что очень поможет при дальнейшем обучении письму. Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.
Минусы: Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, не развивается вообще, либо его развитию уделяется минимальное количество времени. Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут себя чувствовать на занятиях не комфортно, замкнутые малыши- закроются в себе еще сильнее. Творческим малышам занятия просто не понравятся. Также, на занятиях Монтессори не уделяется должного внимания физическому развитию детей и развитию навыков общения. Предпочтение отдается индивидуальной работе.
Методика Николая Зайцева- очень популярная сейчас методика, была разработана советским педагогом. В основе обучения- идея о том, что элементарной частицей речи является склад (слог)- пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Поэтому основной принцип обучения детей чтению- по слогам, а обучение счету- при помощи числовых рядов.
Стоит отметить, что данное обучение по кубикам проводится в игровой форме: дети поют слоги, прохлопывая их в ладоши, прыгают и бегают. Так же малыши знакомятся с математикой, по специальным таблицам. Обучаться по данной методике можно с 2-3 лет, как индивидуально, так и в группе.
Плюсы: Данная методика помогает детям быстро освоить навыки чтения и счета, при этом хорошо тренируется и развивается зрительная память, а также развивается творческое мышление.
Минусы: Не уделяется должного внимания тренировке навыка мелкой моторики.
Методика Глена Домана- эта методика очень гармонично сочетает в себе интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе- «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (не буквами, как у Зайцева), так же и с математикой , где на карточках изображены не цифры, а красные точки- множества. По мнению Домана, образование и обучение детей стоит начинать с 6-7 лет, а вот познание- с момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с 1 месяца жизни. К тому же, здесь огромное значение придается физическому развитию: активное движение и несложные физические упражнения- одна из важных составляющих этой системы обучения.
Плюсы: Дети запоминают большое количество информации. Карточки тренируют зрительную память, а физические упражнения способствуют здоровью. Благодаря ежедневным занятиям, родители проводят больше времени с ребенком.
Минусы: При обучении чтению ребенок запоминает лишь слово написанное целиком, не концентрируясь на том, что оно состоит из букв. Ребенок, занимающийся по этой программе может вырасти «ходячей энциклопедией», но не будет уметь использовать свои знания в нужном русле.
Вальдорфская методика- методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей. В основе обучения лежит достаточно сложное философское течение- антропософия, упор которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей. Создатели методики считают, что к обучению и письму ребенок будет эмоционально готов к 12 годам, а до этого нужно развивать творческие способности малыша и делать акцент на физическое и духовное воспитание.
Все занятии по Вальдорфской методике направлены на развитие личности. Они проводятся в мини-группах , состоящих их детей разного возраста.
Плюсы: Отличный вариант дошкольного развития для деток-гуманитариев, здесь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяют гораздо меньше внимания. Методика не предполагает оценок: малыш не боится ошибаться. Многообразие игровых форм и игрушек , изготовленных из натуральных материалов.
Минусы: не подходит детям с математическим складом ума- им не всегда будет интересно. Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому фактически не подготавливает ребенка к школе. Телевизор, радио и кино под запретом, т.к. СМИ оказывают разрушительное действие на психику ребенка. На занятиях ребенка ни к чему не принуждают, ребенок в любой момент может отказаться что-либо делать и ему за это ничего не будет. Таким детям очень сложно адаптироваться в обычной общеобразовательной школе.
Система Никитиных- представляет собой набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным моментом в системе Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности. Задача родителей – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять малыша, либо подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор , пока он не подрастет. Дети должны быть заинтересованы в обучении, занятиях спортом, а родители должны помогать удовлетворить их интересы.
Спорту в системе Никитиных уделяется огромное внимание: закаливание с рождения и ежедневная зарядка- обязательные условия методики. В доме должно быть оборудованное место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.
Плюсы: Методика ориентирована на домашнее обучение. Внимание уделяется не только умственному , но и физическому развитию детей. Система помогает очень рационально организовать время.
Минусы: Отсутствие индивидуального подхода. Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключено в принципе. Закаливание проводится жесткими методами- обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу.