В старшем предшкольном возрасте мои дети с удивительной регулярностью стали возвращаться с прогулок в тесной детской компании в расстроенных чувствах. "Дэн сказал, что со мной не дружит - у меня нет роликов!" "Маша сказала, что сегодня опять дружит не со мной, а с Юлей!" Фразы эти резали моё материнское сердце, словно нож. Но прислушавшись к разговорам детей в саду и на детской площадке, я обнаружила, что столь обидные слова звучат в адрес самых разных девочек и мальчиков. "Я больше с тобой не дружу!" - эта ранящая фраза заменила гораздо более безобидную: "Я сегодня с тобой не играю!". Слово "дружба" для многих детей не обладает ясно улавливаемым смыслом, равно как и понятия "бескорыстный", "преданный", "взаимопомощь", "общие интересы".
Как же учились дружить в детстве мы, нынешние взрослые? Читая книги? Стараясь походить на героев приключенческих фильмов? Быть может, желание делиться радостями и горестями с близким по духу человеком, ощущать надёжное плечо рядом, приходит позднее, в подростковом возрасте? Быть может, у детей сегодня нет перед глазами примеров настоящей дружбы, бескорыстной помощи, внимания к близкому? Подумав, я объяснила своим детям, что дружить нужно учиться, и по крайней мере они двое всегда могут быть друг другу надёжными друзьями. Это их успокоило.
Через пару лет мы вместе посмотрели фильм о крепкой мужской дружбе. "Свой среди чужих..." - наверняка вы помните финальную сцену, когда друзья почувствовали присутствие давно потерянного Шилова, обернулись, пригляделись и сломя голову побежали к нему через огромное поле, смеясь и плача от радости. И наверняка помните ротмистра Лемке, который тоже плакал на этом поле, но плакал от горечи и бессилия. И вот эта сцена - она мне кажется ключевой в ответе на вопрос, что такое дружба.
Дружба - не лёгкое времяпровождение (это лишь приятельство), не только совместные увлечения (это товарищество), это способность сопереживать, готовность помочь, желание и смелость защитить того, кого считаешь своим другом. И этому можно научиться.