Среди множества стилей управления, или, тем более, стилей лидерства, о которых так любят порассуждать теоретики, почему-то никогда не упоминают о таком варианте, как «беспомощное лидерство».
Это даже немного обидно, потому что мой первый стиль был именно «беспомощным». Ну а каким он еще мог быть? И кого этот стиль минует? Если в моей alma mater в те времена что-то и говорили про управление, то я в это время, скорее всего, выходил покурить. Впрочем, мне еще повезло, что в те времена не существовало каких-нибудь «школ лидеров», тогда все было бы еще печальнее.
Когда я впервые официально стал начальником, в моем производственно-техническом отделе, кроме меня, служило еще целых два человека. Очень скоро, учитывая нечеловеческую мощь отдела, нам навалили еще и часть обязанностей отдела главного технолога, и отдела главного механика, и, чтобы мы не скучали, предоставили возможность немного позаниматься даже охраной труда.
Иначе говоря, мы отвечали за все самые потенциально провальные участки, не имея ни сил, ни возможностей эти провалы предотвратить. Поэтому на еженедельных оперативках ни у кого не было вопросов, кто станет хедлайнером этого мероприятия. Сейчас я понимаю, что являл собой зрелище печальное, если не сказать жалкое. Плющили меня нещадно, и не сказать, что без причины))
И где-то через год я предпринял попытку дезертировать со своего первого руководящего поста. Я пришел к начальнику станции и попросил понижения. Я по сей день не знаю, чем он руководствовался, то ли хорошим ко мне отношением, то ли нежеланием искать нового дурачка на роль «козла отпущения», но моя капитуляция была отклонена. «Сам заварил – сам и расхлебывай», – сказал начальник.
И мне пришлось меняться. Я стал присматриваться к тому, как работают другие и какие результаты при этом достигают. Понял, что иногда можно и нужно говорить «нет». Увы, о менторстве я тогда не знал, бизнес-книг не читал, а «Вы или Вас» Александр Фридман даже еще и не написал.
Появившийся в результате стиль никак нельзя назвать идеальным, но главное – он уже не был беспомощным. Я понял, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
Общаясь с начинающими руководителями и владельцами бизнеса, я с сожалением вижу, что ситуация радикально не изменилась. Если им и преподают науку управления, то после экзамена они ее сразу забывают. И напрасно. Неумелый, беспомощный руководитель – всегда жертва.
Поэтому я, как Джеффри Пффефер, глотнул эликсира правды и решил потенциальных жертв предупредить.
P.S. Мое счастливое фото сделано через год после описанных событий, когда число моих подчиненных выросло на 50%.