Найти тему
Московские истории

Лялиной площадь назвали в честь “прелестного камер-пажа”, которому так шел матросский костюм

Самую маленькую площадь Москвы зовут уютно — Лялина.

Имя ее, кстати, ни к каким нежным лялям отношения не имеет, а вот к бравому ротмистру Пимену Лялину — прямое. У него тут, в Лялином (тогда Яковлевском) переулке, владения имелись. Хоть и был Пимен Васильевич дворянского рода, но дома получил не по наследству, а по везению. «Лялину посчастливилось привлечь на себя внимание Елизаветы на барке, служившей для прогулок цесаревны. Матросский костюм ему шёл и он грёб с большой силой», - пишет польский историк Казимир Валишевский.

Впечатление юный камер-паж произвел столь неизгладимое, что Елизавета немедленно взяла его к себе в услужение. После того, как она вступила на трон, Лялин стал камергером, владельцем поместий и обладателем значительного дохода. А мы, таким образом, обзавелись на карте Москвы Лялиным переулком и площадью. Последнюю, на петербургский манер, еще зовут Площадью Пяти углов.

Особняк Попова, № 10/14
Особняк Попова, № 10/14

Правда, по московским понятиям, она совсем крошечная, на продуваемые всеми ветрами столичные площадные пространства не похожая, скорее — перекресток. Здесь сходятся пять дорог: две половины Лялиного переулка, Барашевский, клином идут Большой и Малый Казенные. Примерно так же выглядела снесенная при прокладке Калининского проспекта Собачья площадка, которую так долго оплакивали жители Арбата.

Дом Силуанова, № 7
Дом Силуанова, № 7

Когда-то на этом месте были огороды Барашевской слободы, соседствовали усадьбы семей историка Михаила Погодина и дяди Пушкина, Николая Львовича. В пожарах 1812 года окрестности выгорели дотла. Восстановление шло неторопливо. В 1830-х годах был выстроен двухэтажный ампирный особняк купца Попова (угол Лялина и Барашевского, № 10/14), лишившийся в советское время капителей и лепного декора и битком набитого коммунальными квартирами.

-4

В 1895-м подтянулся трехэтажный дом № 5, в 1901-м появилось определяющее перспективу площади здание под № 2 по Большому Казенному переулку. А следом за ним, в 1902 году, архитектор Павел Заруцкий, мастер московского модерна, выстроил для строительного подрядчика Николая Силуанова дом (№ 7) с эркером, куполами, украшенный женскими масками. Говорят, что в подъездах сохранились первоначальные интерьеры с плиткой торгового дома Артура Перкса («Москва, телефон № 2589»). С угла вход в кафе «Булошная», перед входом — канализационный люк Шведско-датско-русского телефонного акционерного общества, раритет.

-5

Вообще здесь, среди 2 — 4-этажных домов, на пятачке с клочком газона посередине, до неправдоподобия сохранился дух старой Москвы. Недаром Лялину площадь так любят киношники.

Мария Кронгауз