Найти в Дзене
Сквозь искусство

Импрессионизм. Спорим, ты его полюбишь?

Всем привет! В прошлой статье я рассказывал зачем и почему стоит обратить свое внимание на современное искусство. Сегодня пришло время рассказать об импрессионизме. Именно он стал прародителем всего того, что сейчас творится на арт-рынке. Без него сейчас никто бы не смотрел на Ван Гога, Дали, Пикассо и не возмущался холстами Поллока или концептуальными акциями Павленского (хотя на его место ты можешь поставить любого современного художника, которого ты не понимаешь совершенно). Как зарождался импрессионизм? Чтобы было проще понять, почему и как появился импрессионизм, давайте я кратко расскажу, что в тот период происходило во Франции. К власти пришел Наполеон III, по всей стране с неистовой скоростью строятся заводы, фабрики. Париж, столица Франции, меняется на глазах по планам графа Османа. Ну это почти как “Москва при Сергее Семеновиче Собянине хорошеет”, только гораздо масштабнее и результативнее. Зеваки начинают гулять по пешеходным улицам, появляются бульвары, парки в черте гор
Оглавление

Всем привет! В прошлой статье я рассказывал зачем и почему стоит обратить свое внимание на современное искусство. Сегодня пришло время рассказать об импрессионизме. Именно он стал прародителем всего того, что сейчас творится на арт-рынке. Без него сейчас никто бы не смотрел на Ван Гога, Дали, Пикассо и не возмущался холстами Поллока или концептуальными акциями Павленского (хотя на его место ты можешь поставить любого современного художника, которого ты не понимаешь совершенно).

Как зарождался импрессионизм?

Чтобы было проще понять, почему и как появился импрессионизм, давайте я кратко расскажу, что в тот период происходило во Франции. К власти пришел Наполеон III, по всей стране с неистовой скоростью строятся заводы, фабрики. Париж, столица Франции, меняется на глазах по планам графа Османа. Ну это почти как “Москва при Сергее Семеновиче Собянине хорошеет”, только гораздо масштабнее и результативнее. Зеваки начинают гулять по пешеходным улицам, появляются бульвары, парки в черте города, набережные становятся пригодными для неспешных прогулок. И вот на фоне постоянных изменений статичным остаётся лишь одна сфера - искусство.

В 50-60е годы XIX века практически единственным способом для художника получить признание и известность была экспозиция в ежегодном Салоне. Жюри Салона состояло из консервативно настроенных и коррумпированных искусствоведов, приверженцев классицизма. Такой милый междусобойчик своих для своих. Молодых экспериментаторов туда попросту не пускали. В среде молодых творцов нарастало напряжение. И в 1863 году, когда количество отказов от жюри Салона достигло рекордных 60%, вмешался сам Наполеон III и распорядился устроить “Выставку Отверженных”. Первое мероприятие такого масштаба, где впервые выставляют работы молодых и талантливых художников, среди которых был и Эдуард Мане. В ближайшие годы вокруг него соберется вся элита будущих импрессионистов, а заявят о себе они через 11 лет на выставке в галерее Надара, где Клод Моне выставит свою работу “Впечатление. Восходящее солнце” (Impression, soleil levant) по которой и вынесли название всему движению - импрессионизм.

Клод Моне - Впечатление. Восходящее солнце. Та самая картина, которая дала название импрессионизму
Клод Моне - Впечатление. Восходящее солнце. Та самая картина, которая дала название импрессионизму

Импрессионизм. В чём фишка?

С историей совсем коротко не получилось, но уж тут-то точно получится. Импрессионизм отличался от классической живописи во всех аспектах - начиная от техники и заканчивая сюжетами. Давайте пройдёмся по стройным рядам инноваций нового поколения художников.

Техника живописи:

  • Импрессионисты отказались от смешивания красок на палитре и начали работать с чистыми цветами накладывая мазки различных цветов прямо на холсте, при помощи чего смогли добиться яркого, контраста цвета;
  • Многие приверженцы импрессионизма отказались от использования чёрного цвета на своих картинах;
  • В их работах отсутствуют контуры, за счет специфичных мазков и скорости работ они становятся не обязательным атрибутом современной картины;
  • Под впечатлением от японской гравюры (особенно Хокусая, Хиросиге) импрессионисты начали использовать приёмы искажения перспективы в работах, смещение композиции, карикатурности изображения.
Эдгар Дега - Урок танцев. На творчество Дега сильно повлияли японские гравюры - на уроке танцев отлично виден приём смещения композиции
Эдгар Дега - Урок танцев. На творчество Дега сильно повлияли японские гравюры - на уроке танцев отлично виден приём смещения композиции

Используемые инструменты:

  • Металлические тубы с краской нововведение, которое позволило художникам работать в сотни раз продуктивнее, в том числе и на плэнере. В металлических тубах краска не засыхала и ею можно было пользоваться гораздо дольше;
  • Мольберты позволили работать на плэнере и запечатлевать виды и настроение гораздо лучше.

Сюжеты картин:

  • Подальше от батальных сцен, античных сюжетов и кабинетных портретов. Новый век живописи начал воспевать обычную жизнь, жанровые сцены, быт, и конечно же, мимолетность природных явлений, сельскую жизнь, приватные сцены из гостиных и купе поездов.
Камиль Писсаро - Бульвар Монмартр. Весеннее утро. Отличные пример использования повседневного сюжета, так свойственный импрессионизму.
Камиль Писсаро - Бульвар Монмартр. Весеннее утро. Отличные пример использования повседневного сюжета, так свойственный импрессионизму.

Импрессионизм. Личности.

Художников, которые выбрали импрессионизм как свой стиль живописи достаточно много, но среди имён, которые необходимо знать и творчество которых всегда на устах, не так много его представителей. Вот самые влиятельные из них: Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Фредерик Базиль и Берта Моризо.

Сама эпоха импрессионизма была короткой, но яркой и многие её представители в дальнейшем пошли ещё дальше, открывая миру искусства всё новые и новые направления, техники наложения красок, сюжетные инновации. О них я постараюсь так же кратко и доступно рассказать уже в следующих материалах.

Ну а пока ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Оставляйте комментарии, если есть какие-либо пожелания по тому о чём вам захочется спросить или почитать, я всегда рад обратной связи.