Найти в Дзене
АВТОМОБИЛИ И ПУТЕШЕСТВИЯ

Неожиданная Братислава: Без людей и не как в "Евротуре"

Братислава всегда существовала в моем сознании как мрачный, полуразрушенный грязный город, застроенный "хрущевками" и для туризма непримечательный. Виной всему — американская комедия "Евротур" начала двухтысячных годов.

"Никто из Берлина никогда не найдёт меня в Братиславе." — восклицал обдолбанный дальнобойщик, доставивший героев фильма вместо нужного им Берлина в столицу Словакии. "Мы в Восточной Европе!"

"Вам повезло, что вы приехали в Братиславу летом", — с улыбкой говорил встреченный местный житель среди творящегося вокруг антиутопического пост-социалистического ада. "Зимой она могла бы показаться вам немного депрессивной."

И вот я приехал в Братиславу зимой, уже зная, что описанную выше сцену снимали в чешском Миловице, в заброшенном военном городке штаба советской Центральной Группы Войск в 1968-1991. Я уже был почти много где в Словакии, и везде она была обшарпанной, но совсем не "совковой".

Надо ли говорить о том, что ожидания не совпали с реальностью? Особенно учитывая тот факт, что остановился я в самом-самом центре города, в хорошем отеле, намереваясь пропитаться дымом готовящихся на рождественском базаре сосисок, вкусом горячего глинтвейна и так далее.

Необычная пустота на улицах вечером 24 декабря поначалу не насторожила меня. Но когда я попросил портье посоветовать приличный ресторан по-соседству, и забронировать в нем столик, тот посмотрел на меня примерно так, как шеф-повар праворадикального стейк-хауса на упоротого вегана, потребовавшего немедленно подать ему нормальной еды.

-2

"Эмм. Сегодня же рождество, и поэтому все рестораны в городе, скорее всего, закрыты. Сейчас я сделаю парочку звонков… да, к сожалению. В баре ресторане есть сэндвичи, но только до 17 часов. Потом все уйдут домой, кроме меня — потому что рождество". А как же рождественский базар, веселая музыка, треск хлопушек, пряный аромат пунша? "Рождественские базары закрылись еще вчера. Говорю же, Рождество…". Высокий лоб, длинные волосы — портье был похож одновременно на семинариста и немного на Джека Торренса из Сияния. Главное было не получить номер по соседству с двести тридцать седьмым, и смотреть, не пропал ли топор с пожарного щита…

Поначалу я подумал, что Джек преувеличивает; но после полутора часов поисков в пустом городе хоть какого бы открытого ресторана, я был готов сожрать даже кебаб, но все "шаурмишные" были закрыты, не говоря уже про McDonalds. Индийские, тайские, китайские рестораны, сомнительного вида пивняки в подворотнях — все было закрыто. Тоже мне, блюдители христианских традиций! Чудом мне удалось одну открытую пиццерию — с конским ценником, коперто (налогом на стол), а также работой только за наличные. Свободен был только один крошечный столик в уголке.

В ресторане, похоже, собрались все туристы, приехавшие в Братиславу как и я, на рождество. На лицах людей самых разных национальностей читалось одно и то же — недоумение с легкими нотками разочарования.

-3

Я тоже не понимал, как такое возможно — не раз я оказывался в европейских столицах на новый год и рождество, но никогда в туристическом центре не было закрыто совсем все.

-4

Рождественским утром — прогулка по историческому центру.

-5

Старе-Место, старый город — уютный, но пустой, как декорация кинофильма, съемки которого прекратились внезапно накануне, вся труппа разбежалась кто куда.

-6

Лишь бронзовый водопроводчик по отечески добро и пьяно смотрел на меня из канализационного люка.

-7

Это был знак — за ним я увидел свет в одной из туристических лавок.

-8

Ближе к десяти утра на мощеных камнем улицах показались первые китайские туристы, неуверенно вздымающие руки с селфи-палками и оглядывающиеся по сторонам. Похоже, их тоже удивляло полное отсутствие людей вокруг.

-9

Прогулка через безлюдные кварталы внушительных построек привела меня и еще четырех китайцев на набережную Дуная, устремляющегося в далекое Черное море с невероятной скоростью.

-10

Перекинутый через реку мост СНП — однопилонный стальной мост веерного дизайна, другими словами, у него только одна опора — высотой 85 метров. Это самый большой мост такого типа в мире. Построили его в начале семидесятых, снеся для этого историческую застройку Подградья, включая почти весь еврейский квартал.

-11

Жителям старого центра это не понравилось, зато те, кто жил в быстро развивающемся пригороде Петржалка получили возможность оперативно добираться на работу. В "Летающей тарелке" на вершине опоры находится одноименный ресторан. В левой опоре располагается лифт, а в правой — аварийная лестница.

-12

Второй туристический магнит Братиславы, помимо Старе-Место — Братиславский град, центральный замок Словакии, восстановленный из руин во второй половине прошлого века.

-13

Сейчас он выглядит так же, как в конце восемнадцатого века. Подъем на холм — через безлюдное Подградье. Облупившиеся стены, выцветшая краска, старые деревянные двери…

-14
-15

Внушительное строение, история которого восходит к десятому веку — именно тогда тут возник первый славянский замок Нитранского княжества.

-16

К сожалению, музей внутри замка был закрыт, и полюбоваться на внутреннее убранство в стилях Сигизмундовой готики и Терезианского барокко не удалось. Зато работала сувенирная лавка — широкий выбор китайских сувениров для китайских туристов!

Из замка — часовая прогулка до Братиславского музея транспорта. Центр Братиславы — неброский, но благополучный. Вместо киношных "хрущевок" — уютные старые особняки.

-17

На его сайте не было никаких упоминаний об ограничении работы в праздники, но, как оказалось, это было лишним — очевидно же, что рождество! Музей оказался на каникулах с 23 по 28 декабря. Все, что мне осталось — это полюбоваться на выставленные у корпуса музея ржавые грузовики.

-18

Пришлось возвращаться обратно в центр. К этому времени там уже открылся ресторан местной кухни, который забили до отказа туристы, и двухэтажное кафе напротив, оккупированное местными жителями. Город постепенно начал оживать.

Вернувшись в отель, я выгнал Outlander из подземного гаража, и отправился в упомянутую чуть выше Петржалку — чтобы там найти очень интересные объекты и в процессе этого быть принятым полицией и военными на старой линии разграничения Чехословакии и Австрии. Об этом, впрочем, будет отдельный пост.

Наутро нужно было двигаться дальше, но перед этим — к замку Девин в пятнадцати минутах езды от центра.

-19

Девин расположен над местом слияния Моравы и Дуная; граница с Австрией проходит прямо по воде. Первое укрепленное мадьярское поселение было тут еще в бронзовом веке, а первый замок на высоком холме — в римские времена. Сначала он защищал Великую Моравию от франков, потом Венгрию от Австрии… Потом крепость взяли турки, а в 1809 году он был взорван войсками Наполеона. В таком виде пребывает и до сих пор.

На этом краткое знакомство с Братиславой было завершено. Впереди — Венгрия!