Автор: @amidabudda
Век восемнадцатый. Куда идти?
Церковнославянский потерял своё прежнее значение. На смену ему пришёл русский литературный язык. Каким он будет? Какие слова включит в себя? Именно это решалось в XVIII веке. Каждый писатель был ещё и филологом, имевшим свою точку зрения на новый язык. На что он должен опираться — на живую великорусскую речь или на церковнославянскую? Или вовсе на западноевропейскую?
Основной проблемой литературного языка в это время был отбор лексики. Выделились два лагеря — шишковисты и карамзинисты. Первые во главе с А. С. Шишковым считали, что исконно русские начала заложены в архаичной лексике, и ругали искусственность и вычурность новой, проводя сравнения:
Пёстрые толпы сельских ореад сретаются с смуглыми ватагами пресмыкающихся фараонит.
Деревенским девушкам навстречу идут цыганки.
Н. М. Карамзин же, напротив, утверждал, что дело за нейтральной лексикой, сближенной с западноевропейской. Именно ему ставят в заслугу освобождение литературного языка от славянизмов и длинных латинско-немецких конструкций, приближение его к разговорному и введение большого количества новых слов и выражений. Так, с его помощью из русского слова «промысел» появилась промышленность, из немецкого «социетет» — общественность, вернулся к жизни «сторонник».
Значимым был и вклад М. В. Ломоносова. В своей «Российской Грамматике» он первым отделил русский от церковнославянского языка и исследовал формы и законы словообразования. Что привело его к понятию о разных «штилях». В зависимости от близости к церковнославянской лексике Ломоносов определил три разновидности штиля — низкий, средний и высокий. По мнению учёного, будущее языка за средним штилем, общеупотребительной лексикой. Кстати, именно благодаря ему наш язык получил множество новых слов, таких как атмосфера, температура, практика...
А в конце XVIII века произошло значимое событие — увидел свет первый толковый и нормативный словарь русского литературного языка. «Словарь Академии Российской...» вышел в шести частях (1789-1794). В его создании принимали участие Фонвизин, Державин, княгиня Дашкова. Он содержал 43 357 слов.
Несмотря на яростные полемики и различные понимания пути развития литературного языка, каждый спорщик внёс свой вклад в его формирование, подготовив почву к его окончательному становлению.
Часть 1-я, часть 2-я, часть 3-я
***
Будем рады видеть вас в числе наших подписчиков)
Успехов! И вдохновения творить!
Страница сообщества «Поэзия» на golos.io