Найти тему
Tania Vischnevetsky

Тантур и мальтийские рыцари 1

Тантур. Фотография из интернетаЧ
Тантур. Фотография из интернетаЧ

"..Они двинулись из Бейт-Эля; они еще не дошли до Эфраты, когда у Рахели начались схватки. Тяжелыми были ее роды.И [когда она страдала] в родовых тяготах, повитуха сказала ей: “Не бойся, у тебя еще [один] сын!” С последним вздохом, уже умирая, она назвала его Бен-Они, но отец назвал его Биньямин. Рахель умерла и была погребена на дороге в Эфрату (иначе — Бейт-Лехем)". (Берешит 35)

Здесь в этом месте все связано с гибелью праматери Рахель, любимой жены Якова. На въезде в Вифлеем находится ее могила. Чуть поодаль на горе кибуц носящий ее имя. Единственный кибуц в муниципальных границах Иерусалима.

Мы же поднимемся на холм, где согласно преданию, настигла ее смерть. Место это называется Тантур, что переводится со староарабского как "вершина горы". Здесь в эпоху крестовых походов располагалось одно из отделений ордена Иоаннитов.

Орден Иоаннитов возник еще до начала эпохи крестовых походов. Т.е. ордена тогда еще как такового не было. Просто приходили на Святую Землю паломники, которые были измучены долгой дорогой. У многих было подорвано здоровье в результате многомесячного путешествия. Да и финансовые ресурсы у части из них были практически на исходе. Для того, чтобы хоть как-то облегчить пребывание паломников на Святой Земле, жители итальянского города Амальфи решили построить для них странноприимный дом и больницу. Они же сами стали прислуживать бедным странникам. А располагались эти здания на месте, которое ныне носит название Муристан. Находится оно практически рядом с Храмом Гроба Господня. Там же стояла одна из церквей, которая была освящена во имя Иоанна Крестителя. В честь нее орден получил свое второе название-Иоанниты. Первое свое название-Госпитальеры было дано членам ордена по роду их деятельности. Первым человеком, который возглавил орден Иоаннитов был Жерар. Кроме имени о нем, к сожалению, мало что известно.

После завоевания Иерусалима крестоносцами, первый король Иерусалимский Готфрид Бульонский пожертвовал на орден щедрую сумму денег. Его примеру последовали и другие рыцари. Постепенно слава Иоаннитов достигла Европы. В 1113 году Папа Пасхалий II дал разрешение на основание нового монашеского ордена.

Первый участок за пределами стен Иерусалима был дарован рыцарям королем Болдуином 1. Это был Тантур. На этом участке они отстроили больницу и странноприимный дом. Там же они возвели башню, которая носила название "Башня Якова и Эфраты". Название было дано в память о библейской истории связанной с этим местом. Остатки этой башни можно было видеть на территории холма вплоть до 19 в.

Впоследствии рыцари получили в дар и другие участки на Святой Земле, на Востоке и в Европе.

Изначально задачей ордена была помощь больным и нуждающимся. Бедных, больных людей рыцари Иоанниты почитали как господ и старались служить им.

После смерти Жерара магистром ордена был назначен Раймонд де Пюи. При нем орден Иоаннитов стал военным орденом (наподобие ордена Тамплиеров). Дело в том, что паломники в Иерусалиме постоянно подвергались нападению сарацинов. Чтобы защитить их Госпитальерам приходилось нанимать рыцарей, которые сопровождали паломников в пути. Со временем эти наемники стали требовать себе права равные с другими членами этого ордена. После этого Иоаннитам уже ничего другого не оставалось, как самим взять в руки оружие.

После поражения при Рогах Хиттинских и последующей сдачи Иерусалима все вооруженные рыцари и западные христиане должны были покинуть Святой город. И лишь членам ордена Иоаннитов Салах ад-Дин разрешил аж на целый год задержаться в уже мусульманском Иерусалиме, чтобы долечить всех своих раненных и больных. Дело в том, что именно к госпитальерам Салах ад-Дин питал особое уважение. Связанно это со следующей историей :

Однажды Салах ад-Дин, переодевшись, принял образ бедного и больного странника и проник в монастырь ордена Иоаннитов в Акре. Он был принят членами ордена. Среди Госпитальеров считалось, что лекарство от своей болезни пациенты должны увидеть во сне. Наутро Салах ад-Дин сказал, что ему приснилось, что излечить его сможет лишь сердце любимого коня, принадлежавшего главе монастыря Иоаннитов в Акре. Для любого рыцаря конь это спутник, друг, проверенный в боях и потерять его большая трагедия. Вместе с тем рыцари посовещались и решили пожертвовать конем ради здоровья странного и никому не известного путника.

За минуту до того, как конь был заколот, Салах ад-Дин попросил о встрече с глазу на глаз с главой монастыря Госпитальеров. Он сказал : "Да будет тебе известно, что я никто иной, как Салах ад-Дин. Мы стоим тут друг напротив друга. Я не вооружен и я целиком в твоей власти. Но я знаю, что мне не угрожает опасность. Люди, которые способны так заботиться о больных и раненых, никогда не изберут главой ордена того, кто нарушит законы гостеприимства и причинит вред странникам, посетившим его дом. Отныне и далее я всегда буду питать уважение к людям этого ордена ".

После потери Иерусалима центр ордена Иоаннитов переместился в Акру. Когда воины Байбарса разрушили все города на побережье принадлежавшие крестоносцам, орден оказался на Кипре, который они тоже со временем вынуждены были оставить, не в последнюю очередь, из-за размолвок между королем острова и магистром ордена Госпитальеров. Затем центр ордена переместился на Родос. Т.к. рыцари Госпитальеры представляли непосредственную угрозу Османской империи, турки этот остров завоевали. После семилетнего скитания людей ордена по Европе, Карл 5 даровал им остров Мальту. С тех пор орден Госпитальеров стали называть еще и Мальтийским.

Продолжение следует