Найти тему
Записки с тёмной стороны

Сепарация

Мне очень интересно сейчас проводить параллели между своими тремя детьми.

Один относительно недавно научился ходить и осваивает постепенно навыки, позволяющие быть самостоятельным и отдельным от взрослых: есть, раздеваться, убирать и доставать вещи, залезать при помощи подставки туда, куда просто так не дотянуться…

Другая относительно недавно научилась оставаться дома одна и тоже постепенно осваивает навыки, позволяющие быть самостоятельной и отдельной от взрослых: мыть свои длинные волосы и делать из них причёски, покупать что-то в магазине, читать себе книжки, не дожидаясь маму, копить деньги и тратить их на свои нужды, готовить что-то посложнее салата, бутерброда и хлопьев…

Третья относительно недавно научилась принимать самостоятельные решения и тоже постепенно осваивает навыки, позволяющие быть самостоятельной и отдельной от взрослых: зарабатывать деньги, самостоятельно планировать бюджет из того, что выделяет мама, решать, что где и как купить, выбирать среди множества задач приоритетные, отстаивать своё мнение, готовить, поддерживать в порядке своё пространство, нести ответственность…

Подростковый кризис во многом похож на кризис трех лет и возникает по схожим причинам.

Первый из ничего не умеющего и милого и в целом весьма удобного «кабачка» становится своенравным тодлером, который внезапно осознаёт, что он не одно целое с мамой.

Вторая из мало что умеющего самостоятельно, без подготовленной базы, но при этом милого и весьма удобного старшего дошкольника превращается в куда более самостоятельного ребёнка, который внезапно осознаёт, что мама неидеальна и что без неё тоже можно много с чем справиться.

Третья из подросшего, но всё ещё ребёнка, причём весьма удобного в своей исполнительности и послушности, превращается во взрослого со своим характером и взглядом на мир, который внезапно осознаёт, что мама, она, в принципе, уже почти на одном с ней уровне, и не она уже определяет направление жизненного пути.

Видя, что они многое умеют самостоятельно, как-то ожидаешь ещё больших проявлений этой самостоятельности, больших умений, большего понимания.

А они не понимают, с чего это, вдруг, мама не умиляется, а ставит задачи, чего-то требует, что-то запрещает.

И знаете, именно на этапах сепарации, я особенно остро ощущаю свою неидеальность. И меня в эти этапы поддерживает фраза, которую я уже не помню дословно, тем более, не помню источник. О том, что от идеального родителя нет потребности отделяться. Никто не стремится сбежать от идеала. И именно родительские промахи являются одним из толчков к отделению. Родители перестают удовлетворять все потребности, потому что потребностей становится в разы больше. Ребёнку приходится становиться более самостоятельным, отдаляясь при этом от родителя. Сепарация не бывает лёгкой и мирной.

Что тут можно сделать?

Почаще вспоминать, каким твой ребёнок был до начала сепарации (милым, относительно спокойным и удобным), напоминать себе о плюсах его отделения от тебя, устраивать приятные совместные мероприятия и запастись, хотя бы, валерьянкой.