Спойлеры: нет | Рейтинг: смотреть | 18+
В российский прокат выходит скрупулёзно воссозданная история одного из самых влиятельных американских политиков начала XXI века. Кинокритик Николай Гостюхин считает, что и без физической трансформации Кристиана Бэйла авторам удалось снять пугающее напоминание про общую безответственность избирателей и некомпетентность служащих госаппарата, подаривших политикам вроде Дика Чейни ключи от Белого дома.
Немногие знают сурового американского госаппаратчика Дика Чейни, реально управлявшего Белым домом при президенте Джордже Буше-младшем. Бывший вице-президент всегда оставался фигурой теневой. Поэтому неудивительно, что Адам МакКей, до этого снявший фильм о неизвестной стороне финансового кризиса 2008 года (“Игра на понижение”), на этот раз взялся за тот уникальный период в современной американской истории, когда фактически один человек сосредоточил в своих руках всю полноту власти не будучи при этом президентом страны.
Первая половина “Власти” больше похожа на стандартный байопик с работой-университетом-женой-мечтой. Правда Чейни сложно назвать человеком с мечтой, скорей человеком, усердно работающим и прекрасно понимающим, чего он хочет. И Кристиан Бэйл, совершивший для этой роли очередное физиологическое чудо (набрал 20 кг!), как нельзя лучше вписывается в образ не то чтобы амбициозного, но прекрасно понимающего ситуацию человека. Его низкий тембр голоса, вальяжная походка и микромимика - всё это с лёгкостью убеждает в титанической сложности работы актёра. А зрителю ничего не остаётся, кроме как верить.
Фильм начинается с предисловия, в котором автор предупреждает зрителя о том, что фильм максимально основан на реальных событиях там, где это было возможно. Это обещание МакКей держит до конца. “Власть” доверху наполнена фактологической информацией и не стесняется показаться скучной. В такие моменты помогает, что авторы при этом совершенно не стесняются пробивать четвёртую стену похлеще “Дэдпула”. Режиссёр как бы одёргивает зрителя и напоминает ему: “Смотри, это всё было по-настоящему и это мы посадили в Белый дом этого парня”. В такие моменты “Власть” больше напоминает неудобные документальные фильмы Майкла Мура, чем вылизанного фаворита оскаровской гонки.
Режиссёру хватает смелости не только выставить в неприглядном свете американский политический истеблишмент, но и хорошенько пройтись по простым американцам. Как и Дэмьен Шазелл в “Человеке на Луне” Адам МакКей на протяжении всего фильма показывает, как Чейни реализует собственные законодательные инициативы и тут же показывает, чем занимается среднестатистический американский обыватель. А именно танцует, веселится и совсем не заботится, что люди в правительстве его страны при подобном попустительстве законодательно одобряют пытки предполагаемых террористов без суда и тотальную прослушку телефонов. Легко представить какого труда стоило авторам фильма добыть мельчайшие детали обсуждений за закрытыми дверями и то, как они потом удивлялись, что никто не пытался остановить Чейни.
Во “Власти” есть трагически смешной эпизод, когда на одном из слушаний о том, какие действия предпримет США после трагедии 9/11, Чейни, используя оторванные от реальности разведданные убеждает президента Буша-младшего (Сэм Рокуэлл). пойти войной на Ирак или разрешить слежку за американцами в интернете. Режиссёр рисует эту сцену обыденно. Нет ничего страшнее обыденного. Пока одни танцуют, другие разделяют страну. Как и сейчас в трамповской Америке. Получается остроумное предостережение, что политикой можно и нужно интересоваться, чтобы не вышло так, что через несколько лет мы будем смотреть похожий фильм про другого вице-президента.
Для нас в России кажется странным, что подобный фильм вообще вышел в прокат. Но ведь такой и должна быть демократия. Когда ты можешь высказаться на любую тему, используя силу фактов и не пытаясь при этом обидеть кого-либо. Хочется верить, что когда-нибудь и в нашей стране будет возможность снять своего “Вице-президента” (дословный перевод оригинального названия "Vice").