Найти тему
PPT News Public

Опасный эксперимент

В прошлом году власти решились на амбициозный проект и решили подарить улучшение транспортной доступности жителям районов, где она была околонулевой. Притом реализовывать этот проект было решено с использованием маршрутных такси. Многие скажут, что такая практика уже нередко применяется в отдалённых или изолированных микрорайонах, однако не всё так просто.

Считается, что маршрутка — это микроавтобус, где нет кондуктора. Но не всё так однозначно. Существующие на данный момент 17 и 26 маршруты, где микроавтобусы являются основным и единственным подвижным составом, под определение маршрутки не попадают. Во-первых они имеют договор на обслуживанием с администрацией города (ДДиТ), а во-вторых перевозчики обязаны соблюдать договорные обязательства (соблюдать расписание, исполнять указания диспетчера ЦДС и т.п.). Дело в том, что понятие маршрутка несколько шире: в маршрутке нет льгот, контроль за ними со стороны города фактически отсутствует, а стоимость проезда перевозчик устанавливает самостоятельно. Класс подвижного состава для маршрута при этом нигде не указан, перевозчик решает самостоятельно что ему выпустить на линию.

Автобус маршрута №26 не подпадает под термин «маршрутка», так как работает по договору с городом и выполняет множество обязательств.
Автобус маршрута №26 не подпадает под термин «маршрутка», так как работает по договору с городом и выполняет множество обязательств.

Так давайте же разберёмся в том, что было сделано и к чему это привело.

11т. Микрорайон Краснова — Комсомольская площадь

Маршрут №11т был первым из «новых» маршрутов. Он был призван доставить жителей глубин микрорайона Краснова к цивилизации. Конечная находится возле лога Данилихи, маршрут собирает людей из жилых домов, географически отдалённых от существующих маршрутов общественного транспорта.

На первый взгляд такое решение кажется прорывом, однако стоит копнуть глубже. Казалось бы рядом множество многоквартирных домов, 2 детских сада, а расстояние до ближайшей остановки на Солдатова до 700-800 м, но пассажиропоток оказался ниже ожиданий. Более того, по слухам, перевозчик намерен попросить администрацию сократить выпуск на линию. Дело в том, что расстояние до остановок «Улица Моторостроителей» и «Троллейбусное депо» люди за долгие годы привыкли проходить пешком, поэтому не видят жизненной необходимости в новом транспорте, выполняющем ту же функцию. К тому же в «маршрутках» не действуют льготы, поэтому пенсионеры не часто пользуются маршрутом. Если бы маршрут запускали по востребованному жителями направлению, его успех был бы несколько больших масштабов. Удобство — это хорошо, но 20 рублей — это 20 рублей.

Маршрут заходит вглубь микрорайона Краснова и доезжает почти до самого спуска в лог р. Данилихи
Маршрут заходит вглубь микрорайона Краснова и доезжает почти до самого спуска в лог р. Данилихи

2т. Берёзовая Роща — улица Попова

Следующим шагом стал запуск маршрутного такси №2т. Попытки запуска этого маршрута были и ранее, но успехом не увенчались. Маршрут призван соединить микрорайон Кировский, Налимиху и Берёзовую Рощу с центром города. До этого данные микрорайоны имели транспортное сообщение только с остальным Кировским районом, а жителям, работающим в центре, приходилось совершать пересадки. Теперь же ситуация изменилась.

Жители этой части города положительно оценили нововведение. Кроме прямой связи с центром появился и «запасной аэродром» на случай загадочного исчезновения автобуса 65 маршрута: интервалы движения там больше, чем на большинстве городских маршрутов, а ехать надо срочно. Например, многие жители микрорайонов пользуются электричкой для поездок до места работы, а поломка автобуса может сильно сбить график. Более того, новый маршрут проходит по улицам Докучаева и Ветлужская, а значит, является хорошей альтернативой и для жителей Дзержинского района в час-пик.

Маршрутное такси №2т на улице Попова
Маршрутное такси №2т на улице Попова

Маршрут обслуживает ООО «Транзит» — организация, уже работающая на маршрутах №7т и 8т. Водителей, соответственно, взяли с тех же маршрутов. По словам водителей, положение на маршруте их не устраивает: при стоимости проезда в 20 рублей и продолжительности рейса немногим меньше, чем на 7т, выручка оставляет желать лучшего, из-за чего водители всеми силами пытаются вернуться на «хлебные» маршруты. Периодически происходят срывы, недавно на маршруте стали работать только нечётные графики. Тем не менее, жители надеются, что маршрут продолжит свою работу.

4т. Микрорайон Крохалева — Липовая Гора

Одним из самых удачных является маршрут №4т. Он связывает микрорайон Крохалева и улицу Героев Хасана через Хлебозаводскую улицу. Прямая связь между разными частями Свердловского района была давно востребована. Более того, предприимчивые граждане пытались даже удовлетворить народный спрос: в течение многих лет работало такси «Соболёк» в виде Газелей, курсирующих с Крохалева до Владимирского через улицы Лодыгина и Хлебозаводскую. Создать согласованный с властями маршрут не было возможности, поскольку ГИБДД не разрешала запуск пассажирского транспорта из-за множества железнодорожных переездов. И лишь недавно этот барьер был преодолён: маршрут был запущен.

Связь по улице Хлебозаводской была давно востребована, но до последнего времени маршрут не удавалось запустить
Связь по улице Хлебозаводской была давно востребована, но до последнего времени маршрут не удавалось запустить

Помимо столь необходимой связи между микрорайоном Крохалева и улицей Героев Хасана, новый маршрут упрощает путь с улицы Солдатова до проходных заводов на Обвинской, где, как известно, работают многие жители микрорайона. В итоге, «четвёрка» не страдает от недостатка пассажиров, что при нынешних транспортных реалиях позволяет людям быть уверенными: маршрутка ездить будет.

ГАЗ-A64R45 Next на маршруте №4т.
ГАЗ-A64R45 Next на маршруте №4т.

12т. Микрорайон Ива — улица Грачёва

Маршрут №12т создан для соединения двух сложных в транспортном плане частей города с транспортными узлами и некоторыми ключевыми учреждениями. Из микрорайона Ива и с улицы КИМ маршрутка позволяет добраться до микрорайона Садовый, бульвара Гагарина и площади Дружбы, откуда можно уехать практически в любую часть города. Более того, на улице КИМ находится городская клиническая больница №4, доступ к которой обеспечивает данный маршрут.

Автобусы заезжают вглубь микрорайона Ива чтобы вывести жителей новостроек.
Автобусы заезжают вглубь микрорайона Ива чтобы вывести жителей новостроек.

Несмотря на то, что официально конечная в микрорайоне Ива находится на улице Уинской, «маршрутки» нелегально проезжают вглубь микрорайона. Микроавтобусы доезжают до улицы Сакко и Ванцетти, где расположены многочисленные новостройки. Как и на Хлебозаводской улице, официальному запуску общественного транспорта препятствует ГИБДД, однако ДДиТ допускает такую самодеятельность: людям надо ехать. Более того, за счёт такого «манёвра» 12т собирает большую часть своей выручки. Это неудивительно, ведь от микрорайона Ива до площади Дружбы он почти полностью дублируется плохо ходящим 38-м автобусом, а по улице КИМ уже ходит 26 маршрут и следующие на Висим и Гарцы-2 «маршрутки»-нелегалы.

-8

10т. Деревня Голованово — Микрорайон Кислотные Дачи

Этот маршрут успел стать мемом в транспортном сообществе. Наиболее подробно описали его судьбу в транспортном новостном Telegram-канале «десять пазиков». Запустить работу маршрута удалось значительно позже, чем было заявлено. Изначально выигравший тендер перевозчик, поняв безрезультативность затеи, смог откреститься от выполнения работы, что вынудило город судорожно искать замену. Как обычно, на помощь пришёл МУП «Пермгорэлектротранс», сумевший где-то найти несколько автобусов малого класса. Апогеем сопряжённого с маршрутом интернет-веселья стал выход на линию резервной машины, а именно, грузопассажирского фургона пассажировместимостью 5 человек.

Тем не менее, по слухам, дневная выручка с одной курсирующей по маршруту машины составляет 120 рублей. При стоимости проезда в 20 рублей для льготников и 40 рублей для остальных пассажиров, такой подвижной состав кажется оправданным. Как и в случае с 11т, у жителей деревни Голованово уже был привычный пеший маршрут: либо пешком до микрорайона Васильевка, где ходит 32 автобус, либо до остановки «Отворот на деревню Голованово», где проходит 48 маршрут. Такая низкая выручка объясняется неприкатанностью маршрута, а также его трассировкой: жители деревни Голованово в основном ездят до локальных центров притяжения, а м/р Кислотные дачи им не является. К счастью, в ДДиТ осознали свой просчёт и уже к маю этого года собираются продлить маршрут до остановки «НПО «Искра» на улице Веденеева и присвоить ему номер 23.

Невиданное на дорогах Перми зрелище: грузопассажирская «маршрутка»
Невиданное на дорогах Перми зрелище: грузопассажирская «маршрутка»

9т. Микрорайон Субботино — Верхние Муллы

Параллельно с 10т на торги попал и 9т, призванный соединить ещё одну в составе Перми деревню — Субботино с остальным городом. По счастливой случайности договор на обслуживание маршрута заключён был с перевозчиком, который параллельно получил 10т. Закономерно и этот маршрут показался перевозчику недостаточно привлекательным и его полноценный запуск тоже был отсрочен. Ситуацию снова спас ПГЭТ, запустивший туда «Баргузин».

На данный момент сложно делать выводы о востребованности маршрута. Более того, время этого маршрута скоро подойдёт к концу в связи с запуском автобусного маршрута №9 в рамках новой транспортной модели с 1 мая. На маршруте №9т работает «Баргузин»

На маршруте №9т работает «Баргузин»
На маршруте №9т работает «Баргузин»

Итоги

Нововведения от ДДиТ можно оценивать по-разному, но в общем целом можно уверенно сказать, что они пока себя не оправдали, за исключением пары маршрутов. Изменения маршрутной сети опередили время и были реализованы в ненадлежащем виде. Маршруты, организующие подвоз к крупным узлам, отлично вписались бы в новую транспортную модель, в которой пассажир не оплачивает каждую поездку, а платит лишь за время. Тем не менее, совершённые изменения улучшили качество транспортного обслуживания некоторых горожан, а в определённых случаях стали прорывом, в котором люди так нуждались.

Остаётся только надеяться, что при проектировании новой маршрутной сети данный опыт не будет воспринят негативно и даст толчок к дальнейшим преобразованиям в сторону грамотного развития перевозок.

Редакция PPT News
Подписывайтесь на нас в Вконтакте