Найти тему
Satdata

Gloster Gladiator (1937): британские гладиаторы в Зимней войне

фото warthunder.ru
фото warthunder.ru

Этот самолет - вершина развития бипланов-истребителей имел закрытую кабину и был вполне комфортабельным для пилота конца тридцатых. С началом Зимней войны (1939) самолет попал на фронт боевых действий. Хотя финны очень хотели оснастить свои части итальянскими Фиатами, им пришлось переключиться на "Гладиаторов". Так как Германия, в то время дружила с СССР, и не пропустила итальянцев в Финляндию. Тогда срочным порядком подписали контракт с Британией, причем по контракту платили за двадцать бипланов, а еще десять - безвозмездно. Пока шли поставки, с "Гладиаторами" помогла Швеция - на время войны поставила 12 таких самолетов вместе с пилотами:

один из "шведских" бипланов в Финляндии
один из "шведских" бипланов в Финляндии

В целом все эти самолеты помогли финнам продержаться в небе до поставки (наконец-то) более скоростных Фиатов и французских c американскими истребителей... За месяцы этой войны финны заявили о 33 победах "Гладиаторов"; сами потеряли 13 машин... На них финские пилоты умудрялись сбивать и много превосходившие их на тот момент И-16 тип 27 (с пушечным вооружением), не говоря уже о СБ и "Чайках".

Кстати, еще о поставках - финны попытались скупить у Британии и устаревшие уже Gloster Gauntlet - но их опередил Южно-Африканский Союз... который уже в феврале 40-го подарил все 30 машин тем же финнам (!). Самолеты поступили в марте месяце - уже после войны - и финские летчики учились на них летать еще долгие годы.... Ниже - одна из машин:

-3

Сами же "Гладиаторы" дотянули до второй войны. Правда - уже на вспомогательных ролях. Однако долетали до 44-го - в основном как разведчики...

лыжи на этом Гладиаторе - финские
лыжи на этом Гладиаторе - финские

Немного о "Фиате" - который так припозднился в Зимнюю войну - здесь.

Об американском Брюстере - ставшем лучшим финским истребителем - здесь.

О современной спутниковой связи - смотрите здесь.

Всем удачи и чистого неба над головой!