Найти тему

Задайте 9 почему команде, чтобы определить любую цель

Оглавление

На сайте с инструментами для фасилитации Liberating Structures, которые призваны вовлечь в процессы всех участников не зависимо от их настроя, есть несколько интересных «структур». Они призваны оживить события в Scrum.

Многим известен метод «5 почему», который появился в производственной системе Toyota. Но в этой статье мы опишем другой метод на основе «почему», в котором задаётся уже 9 вопросов. Вопросы используются для определения целей.

Для каждой команды важно видеть цель, чтобы определить, к чему двигаться. На её основе появляется причина существования группы и основа для сотрудничества. Если забывать про цели, смысл событий в Scrum (и в других методологиях) теряется. Но цели не так просто определить. Для этого рассмотрим «9 почему».

Как использовать

Попросите участников разбиться на пары. Один будет задавать вопросы, а другой отвечать на них. Распределиться на роли позвольте самим участникам.

Интервьюер просит собеседника составить список. В него нужно включить краткий список самых важных вещей, которые он делает в своей работе, и они помогают команде добиться прогресса. Ничего сверхъестественного, это будут рядовые обязанности для его должности. На это отводится 1-5 минут.

Интервьюер помогает найти более глубокую цель в перечисленных действиях. Он задаёт вопросы: «Почему это важно для тебя? Для наших клиентов? Для общества?»

Через пять минут участники в паре меняются ролями.

Затем две пары объединяются в группы по 4 человека. Они делятся своими ответами за вопрос «Почему». Часто между ответами есть совпадения, задача группы — выделить одну групповую цель (ответ на вопрос «Почему»). Предложите группы сформулировать ответ по шаблону: «Мы существуем, чтобы сделать...» Главное, чтобы цель была правдоподобна и искренна.

Когда использовать метод

  • для команд в начале работы над проектом,
  • для только что сформированных команд,
  • в начале новых инициатив и стратегий,
  • при переходе команд от линейной разработки к Agile.

Его суть — показать команде, что труд, который делает компания и команда, не эвфемерен и не бесполезен. Он действительно нужен окружающим. Например, такое чувство появляется, когда программист видит, как его ПО использует его друг, или маркетолога хвалят друзья за крутой конкурс от его компании. Это гордость творца.

Использовать этот сценарий нужно аккуратно: команда может найти истинные цели, а может разрушить свой моральный дух, если придёт к выводу, что она просто винтик в машине корпорации. Если вы боитесь, что это может произойти, возможно, вместо этого лучше попробовать более традиционную работу: брейншторм над миссией или что-то шутливое.