Найти тему

АХ, ЭТИ КАБЛУКИ! (ИЗ ИСТОРИИ МОДЫ)

-2

«Шпилька», танкетка, клеш, клиновидный, ковбойский… Все эти, на первый взгляд, такие разные определения относится к каблуку.

Мало кто знает, что каблуки — это удел не только капризных модниц или уверенных в себе дам. Первоначально каблуки были предназначены для мужской обуви и для актерской атрибутики.

Каблуки никогда не считались признаком комфорта. Наоборот, их носили (порой даже в ущерб здоровью) для того, чтобы выглядеть более уверенно и элегантно, доминировать над челядью или соперниками.

Котурны для актеров

Еще в Древней Греции актеры носили котурны — деревянные или пробковые сандалии на высокой платформе в 10 сантиметров. Причем высота котурнов зависела от значимости и важности персонажа, которого изображали на сцене: чем авторитетнее был герой пьесы, тем выше были котурны актера.

Есть упоминания об этой детали обуви и в истории Древнего Египта. На некоторых религиозных фресках, датируемых более, чем тремя тысячелетиями до нашей эры, есть изображения людей в обуви на высокой платформе.

Чопины: спасение от грязи

В ХV веке на каблуки «встали» знатные венецианские дамы. Но не ради моды, а ради спасения дорогостоящих нарядов от уличной грязи. Впрочем, это были не каблуки, а только чрезвычайно высокая обувь — чопины. Они представляли собой туфли на подставке в виде вазы, при этом сама «подставка» достигала порой 60 см!

Впрочем, подобная обувь-SOS для предотвращения загрязнения кимоно существовала под разными названиями и в Японии, и во Франции.

Правда, во Франции такую обувь вскоре запретили: сначала по той причине, что носили чопины исключительно девицы легкого поведения, дабы привлечь внимание кавалеров. Затем — во всеуслышание чопины были признаны опасной обувью, из-за которой случались транспортные происшествия, а дамы часто падали, ломая руки-ноги.

Модный тренд из Древней Персии

Происхождение каблуков изучали многие историки. Самой обоснованной версией специалисты считают мнение канадского академика, куратора Музея обуви Елизаветы Семмельхак, которая убеждена, что начало модному тренду положили древнеперсидские туфли для верховой езды.

Как свидетельствуют исторические хроники, аристократическая знать Древней Персии предпочитала обувь на каблуках, чтобы ноги не выскальзывали из стремен.

А в начале ХVI века персидский шах Аббас навестил с дипломатическим визитом несколько европейских королевских стран. Увидев интересную обувь на каблуках, европейцы тут же переняли новинку.

Как 14-летняя невеста стала эталоном для подражания

В 1533 году юная Екатерина Медичи, сочетаясь браком с герцогом Орлеанским, надела на свадьбу туфли на каблуках, чтобы казаться постарше и повыше. Присутствовавшие на королевском бракосочетании дамы приметили интересную обувь на низкой подошве и с высокой пяткой и не замедлили заказать такую же у своих сапожников. Впрочем, на каблуки «положили глаз» не только женщины, но и мужчины…

Красные каблуки Людовика ХIV

Известный «король-солнце» Людовик ХIV был отчаянным модником и приверженцем высоких каблуков. Эта деталь обуви пришлась ему по душе еще и потому, что монарх был невысокого роста — всего 162 см. Поэтому обувь на каблуках носил не только он, но и его ближайшее окружение. Более того: Людовик проявил дизайнерскую выдумку, и вскоре по его приказу каблуки на обуви мужчин-членов королевского двора были выкрашены в красный цвет.

Изюминка викторианской эпохи

Во времена прогрессивного правления молодой королевы Виктории даже обувь претерпела значительные изменения. Чтобы подчеркнуть утонченность и изящество женщины, были придуманы туфли с плавно изогнутым подъемом и небольшими элегантными каблучками.

Именно в то время на «французских эротических открытках» впервые появились фотографии женщин в обуви на высоком каблуке.

«Шпилька» на все времена

Впервые каблук-«шпильку» прекрасная половина человечества смогла увидеть в 1954 году на показе модной одежды Кристиана Диора. Ее автором стал Роджер Вивье.

Успех «шпильки» закрепился в знаменитом фильме «В джазе только девушки»: героиня самой известной блондинки в мире Мэрилин Монро впервые продемонстрировала безупречные ноги в туфлях с такими каблучками.

Постоянно меняется мода на одежду, обувь, прически, однако «шпилька» и в ХХI веке остается самым востребованным элементом. Именно этот каблук стал символом элегантности, стильности, утонченности и женственности, — тех категорий красоты, которые будут востребованы в любые времена…