Найти в Дзене
Sibtimes*

Читал и осуждаю: чем живут и о чем пишут новосибирские Telegram-каналы

Полгода осталось до выборов мэра Новосибирска – но в местном Telegram уже вовсю идет предвыборная кампания. Общественно-политические каналы без устали перепечатывают посты друг друга, соревнуются в количестве инсайдов и обсуждают потенциальных кандидатов, фамилии которых порой так и не выходят за пределы мессенджера. Как работают новосибирские Telegram-каналы, зачем их читают политики и является ли анонимный ресурс мифом, разбирался Sibtimes.

Позитив от «Тусовочки»

В июле 2018 года новосибирский Telegram-канал «Тусовочка» дал интервью ресурсу «Акитилоп», федеральному игроку на просторах бело-голубого мессенджера. К тому времени «Тусовочка» стала вторым по численности подписчиков каналом в Новосибирске, набрала 2200 участников – и авторы анонимного проекта радостно делились успехами, рассказывая о том, как их мониторят чиновники и цитируют СМИ.

Радость и надежда на лучшее и сегодня являются главными отличительными чертами канала, как и узнаваемый логотип со зловещим оком Саурона из «Властелина колец». Ресурс рассказывает о достижениях областного правительства и губернатора, рисует бодрые мемы и публикует новости о счастливом будущем Новосибирской области, за которое сражаются и местные власти, и федеральные чиновники. Правда, количество подписчиков за 7 месяцев слегка поубавилось – до 2055 человек. По словам политологов, «Тусовочка» работает в интересах губернатора, авторы у нее периодически меняются, но задача всегда одинакова – отражение позитивной правительственной повестки.

Многие авторы местных каналов своих имен не скрывают. Это касается и самого популярного Telegram-ресурса, созданного в Новосибирске, – «Архитектуры власти» (6488 подписчиков). Ему ужебольше двух лет, это один из первых в Сибири и первый окружной канал в России – экспертный, с элементами новостного агрегатора. Как рассказал Sibtimes автор проекта Андрей Трошкин, раньше здесь публиковались репосты с региональных каналов, чтобы развивать их в Сибири. В настоящий момент, по его словам, во всех субъектах появились свои лидеры, а «Архитектура власти», чтобы не перегружать информацией читателей, «делает ежедневные обзоры по Сибири с ссылками на источник».

«Новосибирск является единственным городом в Сибири, в котором были созданы и успешно работают окружные агрегаторы («Архитектура власти» и «Сибиряк», 1962 подписчика, – прим. Sibtimes). Они собирают повестку в регионах, способны экспортировать ее на федеральный уровень и импортируют качественную информацию с федеральных каналов. По сути, эти два окружных канала являются системообразующими в СФО», – добавляет Андрей Трошкин.

Анонимности нет

Особенность новосибирских Telegram-каналов – явная политическая принадлежность. Большинство ресурсов, признается Трошкин, и анонимных, и авторских, «четко сегментированы» – сразу можно понять, кто на какой стороне играет.

В регионе работают анонимные каналы Novo Nikolayevsk Times, «Да здравствует то!» «Мэра выбирает Новосибирск» и ресурс оппозиционного журналиста и политолога Алексея Мазура «Новосибирск выбирает мэра». Причем два последних канала явно не случайно перекликаются названиями: проект «Мэра выбирает Новосибирск» начинал как «Пришельцы», затем стал «Городовичком головного мозга», якобы менял владельцев, но по-прежнему усиленно хвалит команду мэра и критикует как раз А. Мазура и новосибирских общественников.

Анонимность новосибирских Telegram-каналов на самом деле – вещь довольно условная, считают политологи. В этом их отличие от каналов с федеральной повесткой – там неизвестному автору легко спрятаться под маской. В Новосибирске такой маневр уже не пройдет, уверен эксперт фонда «Сибирская политика» Игорь Украинцев. Здесь все узнают друг друга по почерку:

«Даже какой-то анонимный на старте канал остается таковым недолго. Вскоре его автор или авторы выявляются по каким-то косвенным признакам, не только по стилю, но даже по степени актуальности какой-то информации и способу ее подачи».

Читают даже министры

Два крупных новостных агрегатора, «Архитектура власти» и «Сибиряк», вместе с «Тусовочкой» – вот тройка лидеров в новосибирском общественно-политическом сегменте Telegramпо числу подписчиков. Причем по показателю ERRвпереди «Тусовочка» – по данным Telegram Analytics, процент вовлеченности читателей у канала 74,9% (у «Архитектуры» и «Сибиряка» – по 53,3 и 67,4% соответственно).

Другие известные ресурсы вещают на аудиторию всего в несколько сотен, а то и десятков читателей. Но следят за их контентом довольно пристально – на самых разных уровнях.

«Наш канал читают депутаты разного уровня, региональные и федеральные чиновники, силовики, журналисты, в том числе федеральных СМИ, кураторы территорий в администрации президента, сотрудники пресс-служб губернаторов, политконсультанты, сотрудники PR-отделов крупных, – продолжает Андрей Трошкин. – По одному из нашему региональному каналу мы недавно получили инсайдерскую информацию, что на него подписался министр обороны Сергей Шойгу. Но как принято говорить в Telegram-каналах, это не точно».

Как признался Sibtimes бывший секретарь областной ЕР, а сейчас лидер единороссов в новосибирском Заксобрании Валерий Ильенко, в период недавних предвыборных кампаний он тоже следил за новосибирскими Telegram-каналами, но сейчас предпочитает соцсети. Всему виной – фейковые новости. «Я просматривал и новости федерального уровня, изучал рейтинги, но к сожалению, не все, что было там сказано, подтверждалось – и поэтому мне [Telegram-каналы] больше неинтересны», – заявил Ильенко.

По словам депутата Новосибирского горсовета Игоря Титаренко, некоторые каналы сами добавляют политиков в число своих подписчиков – такие ресурсы он читает, но сам не подписывается. При этом полистать ленту мессенджера бывает интересно: даже если информация искажена, важно «понимать, кому это выгодно».

Эксклюзив или дезинформация?

Некачественный контент в общественно-политических Telegram-каналах Новосибирска – предмет споров многих экспертов. Так, историк и политолог Виктор Козодой считает, что ряд местных ресурсов перегружен фейковыми новостями, «переходящими в откровенное вранье»: «Это и отличает нас от, например, московских Telegram-каналов, где дают взвешенную, действительно проверенную информацию, которая не попадает в официальные СМИ».

Аналогичной точки зрения придерживается и политтехнолог, директор «Центра деловой жизни» Андрей Кузнецов. По его мнению, сейчас в Новосибирской области нет Telegram-каналов, авторы которых владели бы реальным инсайдом из органов власти или правоохранительных структур – прежде всего это касается анонимных ресурсов. Оживление на этом поле наблюдалось прошлой зимой, когда каналы «Части тела» и «Пришельцы» не стеснялись в выражениях, публикуя новости и «эксклюзивы» о мэрии и команде будущего губернатора соответственно. Но после заключения пакта Травникова-Локтя (когда Локоть отказался от губернаторской кампании взамен на поддержку в выборах мэра Новосибирска – 2019) активность резко снизилась – в настоящее время канал «Части тела» вовсе не обновляется.

«Сегодняшняя палитра [Telegram-каналов] гораздо бледней. В лучшем случае это авторская аналитика, какой и без того хватает в СМИ и соцсетях, в худшем – откровенная дезинформация. Часто путают факты, должности, фамилии. Некомпетентные авторы, не владеющие хотя бы пятилетним бэкграундом, пишут откровенный бред. Исключение здесь – авторизованные каналы, им можно доверять, но чего-то уникального в них тоже нет: те же авторы все то же пишут в фейсбуках, колонках и прочем», – считает Андрей Кузнецов.

Но не всегда фейк в Telegramизначально является дезинформацией, уверен Игорь Украинцев – иногда несвоевременную новость пытаются переиграть. «В некоторых случаях эксклюзив о каком-то назначении или увольнении попадает и в СМИ, и в Telegram-каналы слишком рано, и начинается обратная реакция, меняется стратегия у тех людей, к кому эта новость относится», – говорит политолог.

Фейсбук против телеграма

Будущее новосибирского Telegram, судя по всему, так же неоднозначно, как и контент местных каналов. Аудитория анонимных каналов растет довольно медленно, а то и падает – как происходит с той же «Тусовочкой». При этом авторские каналы заметно набирают вес. «Новосибирск выбирает мэра» Алексея Мазура уже читают 787 подписчиков, а вот аудитория его оппонента, бывших «Пришельцев», почти вдвое меньше – 427 участников.

Кроме того, небольшие каналы зачастую пишут «для себя», обмениваясь постами с «коллегами», обсуждая чужие публикации и местных общественно-политических деятелей. В широкие массы телеграм-аналитика практически не выходит.

«Реальное влияние информационного ресурса определяет цитируемость. У местных каналов она почти нулевая. А количество подписчиков говорит об очень ограниченной аудитории и ничего не говорит о ее качестве», – считает Андрей Кузнецов.

Другие политологи, в том числе Игорь Украинцев, наоборот, считают, что новосибирский Telegramпостепенно становится полноценной коммуникативной площадкой: «Здесь не только обмениваются своими мнениями эксперты – мессенджер уже затрагивает и более широкие слои населения. Новосибирцы получают в Telegramвозможность сравнить какую-то информацию, получить альтернативную точку зрения на происходящие в городе и регионе процессы».

На этом фоне стремительно развиваются и новосибирские агрегаторы – в частности, «Архитектура власти». Андрей Трошкин поделился с Sibtimes планами на будущее:

«За время работы наш ресурс эффективно проявил себя в качестве ресурса в лоббистских целях. Мы уже не раз получали обратную связь с различных регионов и с Москвы, которая показывает, на что способны наши каналы в этом качестве. Думаю, что в перспективе это направление будет развиваться. Также будем работать над качеством контента, проводя фактчекинги, и над повышением уровня аналитики. Я считаю, что это будет укреплять влияние канала в регионах и, конечно же, на федеральном уровне».

В Новосибирске тем временем основным соперником Telegram-каналов остается фейсбук – привычная площадка для новостей, мыслей и горячих дискуссий. Как заявил Sibtimes Виктор Козодой (по мнению некоторых экспертов, также соавтор пары-тройки анонимных каналов), переходить из давно освоенной соцсети в мессенджер он пока не намерен: «Я смотрю статистику по своим публикациям, меня читают сотни, иногда тысячи людей – и эта аудитория меня вполне устраивает».