Найти тему

Вокальные приёмы в "Heaven on their minds" в 1973 и в 2012. Анализ артистов рок-оперы (часть 5).

В этой серии статей я анализирую арию Иуды из рок-оперы "Иисус Христос - Суперзвезда" в исполнении Карла Андерсона (1973) и Тима Минчина (2012). Если вам интересна тема, но вы ещё не читали предыдущие статьи, то лучше начать с них: первая, вторая, третья, четвертая.

Хоть ария и написана в одном определенном жанре, исполнители всё равно используют различные вокальные приемы и манеру исполнения для того, чтобы передать зрителю все необходимые эмоции с помощью своего голоса.

Оба рассматриваемых нами исполнителя активно пользуются вокальным приемом «драйв», но каждый – в том месте, в каком считает нужным (или даже, скорее, чувствует, нежели считает). Карл Андерсон (1973 год) почти все куплеты поет субтоном и очень многое исполняет с хрипотцой. В исполнении Тима Минчина (2012 год) меньше субтона. Он почти всё поет «чистым» звуком. Хрипотца в его исполнении присутствует, но в меньшей степени и в других местах.

Карл Андерсон в роли Иуды, 1973
Карл Андерсон в роли Иуды, 1973

Тим гораздо дольше тянет ноты в конце фраз. И очень часто делает глиссандо вниз. Это тоже является находкой самого исполнителя и не прописано автором в музыкальном тексте. Так же хочется отметить филигранные мелизмы Тима Минчина. К 2012 году владение техникой мелизмов и прочей вокальной орнаментикой стало крайне популярно среди любителей и профессионалов вокального искусства, и Тим Минчин, как мы видим и слышим, тоже является большим профессионалом в их исполнении.

В то время как Тим покоряет зрителя своими вокальными возможностями, Карл доносит свою арию, пользуясь как можно больше своими актерскими способностями. При этом, его певческих данных никто не умоляет. Они не уступают данным Тима. Просто, с моей аналитической точки зрения развитие разработки и применения приемов вокала в период с 1973 по 2012 год было довольно значительным. К тому же, само музыкальное направление «рок», его различные ответвления и жанры, а также виды вокального исполнения этих жанров разрослись и развились в значительной степени за это время. Тем не менее, Андерсон активно использовал СВОИ средства музыкальной выразительности в исполнении арии, которые рождались в его прочтении, в первую очередь, благодаря его актерской подаче, как мне кажется. У Минчина более сложное с точки зрения вокала прочтение, у Андерсона же больше красок в голосе.

Это всё, опять же, не означает, что у Тима Минчина плохо с актерской игрой. Напротив, он (что бывает не так уж часто), при шикарном управлении голосом, интонировании, владении вокальными приемами, трогает сердца людей тем, как он вжился в образ Иуды.

Иисус и Иуда (Тим Минчин), 2012
Иисус и Иуда (Тим Минчин), 2012

Когда Тим тянет последнюю ноту своей арии, камера берет его лицо крупным планом, и зритель видит, что в его глазах стоят настоящие слезы. Он вживается в образ и на высочайшем уровне передает эмоции зрителю и через голос, и через мимику, и через пластику. Что же касается Иуды из фильма 73-го года, тут нет никакого крупного плана в конце «Heaven on their minds». Напротив, Андерсон в образе Иуды сидит один на горе, глядя вслед уходящему вместе со своими учениками Иисусу, и камера постепенно отдаляется.

Данное режиссерское отличие – не единственное отличие финалов арии в двух версиях друг от друга. Мелодически и динамически на протяжении всей арии (да и всего мюзикла) оба исполнителя тоже схожи не во всём. У каждого из них прослеживается своя интерпретация авторского музыкального текста в заданном жанре и особенно это заметно в коде, как уже упоминалось выше.

Иуда, которого не хотят слышать (Карл Андерсон, 1973)
Иуда, которого не хотят слышать (Карл Андерсон, 1973)

Когда в фильме 1973 года, Иисус с учениками уходит довольно далеко, Иуда, полон отчаяния, буквально кричит ему в след фразу «He won’t listen to me» (Он [Иисус] никак не послушает меня). И дальше он продолжает петь, практически, рыдая. Повторяет эти слова и просто «Ааа» - мелизматические мелодии (ad libitum), символизирующие его крик. Иуда продолжает петь, пока происходит так называемый «fade out», затухание музыки. В версии 2012 год всё совсем по-другому. Возможно, потому что здесь Иисус не уходит далеко, вокальная партия Иуды меняется. Он не повторяет фразу «He won’t listen», зато он повторяет слова: «It’s all gone sour» (Всё пошло не так/Всё пошло на спад).

В остальном, исполнения Карла и Тима очень схожи. Они оба отлично передают задумку авторов мюзикла, как мне кажется. Иначе, два этих фильма не имели бы такого большого успеха по всему миру. Карл многие годы играл роль Иуды в постановках в последствии, ездил в большие гастроли с этой рок-оперой. К сожалению, в определенный момент ему пришлось прекратить эту деятельность, так как у него была обнаружена лейкемия. Он умер в феврале 2004 года. Тим Минчин продолжает исполнять арию Иуды на различных концертах и в телевизионных передачах, а также продолжает играть роль Иуды в театре.

Jesus Christ Superstar, Arena Tour, 2012
Jesus Christ Superstar, Arena Tour, 2012

А вы уже посмотрели обе версии рок-оперы? Возможно, и ту, что вышла в 2018 году успели увидеть? Делитесь впечатлениями в комментариях! А в следующей статье я резюмирую всё, что мы поняли об этих фильмах и данной арии и расскажу о литературе, которой пользовалась, проделывая эту работу. Разумеется, поделюсь ссылками. А пока, ставьте палец вверх, подписывайтесь на мой "Дзен" и пишите комментарии.