В настоящее время сложилась пагубная практика ставить всем, кто пишет безграмотно, допускает специфические ошибки в чтении и письме, имеет плохую память, диагноз дислексия. Потому что классическая логопедия до сих пор учит, что главным признаком дислексии, дисграфии, является наличие специфических ошибок в чтении и письме. НО ...
В документе Минпросвещения РФ от 8 февраля 2019 г. впервые отмечена моторная недостаточность как причина нарушения чтения и письма.
Да, это совершенно верно, сегодня мало кто из педагогов, логопедов и родителей видят за специфическими ошибками в тетрадях ребёнка моторные трудности в письме. Для такого ребёнка обучение превращается в сущий ад!
Моторная недостаточность в определении причин трудностей в чтении и письме.
Ранее я также при определении дислексии, дисграфии ориентировалась на наличие специфических ошибок в чтении и письме и на описание педагогических проблем в обучении у ребёнка, подростка.
Но позволю себе ответить честно, такая диагностика не давала эффективной коррекции, она была длительной, некомфортной для ребёнка, а результат был минимальный по сравнению с теми усилиями, которые были затрачены. Результат был неустойчивый и крайне нестабильный.
Поэтому как педагог с исследовательскими устремлениями я искала новые пути в диагностике, которые бы давали более эффективные пути решения проблем как для учителя, так и для родителей ребёнка.
И нашла! Сегодня на диагностике причин трудностей с обучением у меня получается наглядно показать родителям, что ребёнку, которому трудно, тяжело и больно писать, уже не до контроля своих ошибок на письме. Он думает не о том, что пишет, а о том, как ему написать, чтобы хоть что-то появилось в тетради.
Именно моторные трудности провоцируют у ребёнка полное игнорирование контроля над ошибками, и поэтому в письменных работах ребёнка мы видим множество ошибок.
С чтением всё по аналогии – ребёнок со слабым артикуляционным аппаратом испытывает те же моторные трудности при переключении с одного звука на другой. Он может и видит текст нормально, но из-за моторных трудностей произношения и возникают множественные ошибки при чтении: перестановки, пропуски букв, недочитывания окончаний, угадывающее чтение. Всё это обычно списывают на дислексию, а у ребёнка всего-то моторные трудности переключения при произношении по причине слабых мышц артикуляционного аппарата.
Я просто хочу внести ясность в понимание того факта, что дислексию легко перепутать с другими трудностями овладения навыками чтения и письма. Правильная диагностика причин трудностей, вот что лежит в основе быстрой и эффективной коррекции трудностей в чтении и письме.