Найти тему

Учёба - сущий ад для ребёнка с моторными трудностями в чтении и письме

В настоящее время сложилась пагубная практика ставить всем, кто пишет безграмотно, допускает специфические ошибки в чтении и письме, имеет плохую память, диагноз дислексия. Потому что классическая логопедия до сих пор учит, что главным признаком дислексии, дисграфии, является наличие специфических ошибок в чтении и письме. НО ...

В документе Минпросвещения РФ от 8 февраля 2019 г. впервые отмечена моторная недостаточность как причина нарушения чтения и письма.

Да, это совершенно верно, сегодня мало кто из педагогов, логопедов и родителей видят за специфическими ошибками в тетрадях ребёнка моторные трудности в письме. Для такого ребёнка обучение превращается в сущий ад!

Картинка из интернета.
Картинка из интернета.
Образец письменной работы ребёнка с моторной недостаточностью и высокой психоэмоциональной дестабильностью при выполнении письменной работы.
Образец письменной работы ребёнка с моторной недостаточностью и высокой психоэмоциональной дестабильностью при выполнении письменной работы.

Моторная недостаточность в определении причин трудностей в чтении и письме.

Ранее я также при определении дислексии, дисграфии ориентировалась на наличие специфических ошибок в чтении и письме и на описание педагогических проблем в обучении у ребёнка, подростка.

Но позволю себе ответить честно, такая диагностика не давала эффективной коррекции, она была длительной, некомфортной для ребёнка, а результат был минимальный по сравнению с теми усилиями, которые были затрачены. Результат был неустойчивый и крайне нестабильный.

Поэтому как педагог с исследовательскими устремлениями я искала новые пути в диагностике, которые бы давали более эффективные пути решения проблем как для учителя, так и для родителей ребёнка.

И нашла! Сегодня на диагностике причин трудностей с обучением у меня получается наглядно показать родителям, что ребёнку, которому трудно, тяжело и больно писать, уже не до контроля своих ошибок на письме. Он думает не о том, что пишет, а о том, как ему написать, чтобы хоть что-то появилось в тетради.

Именно моторные трудности провоцируют у ребёнка полное игнорирование контроля над ошибками, и поэтому в письменных работах ребёнка мы видим множество ошибок.

С чтением всё по аналогии – ребёнок со слабым артикуляционным аппаратом испытывает те же моторные трудности при переключении с одного звука на другой. Он может и видит текст нормально, но из-за моторных трудностей произношения и возникают множественные ошибки при чтении: перестановки, пропуски букв, недочитывания окончаний, угадывающее чтение. Всё это обычно списывают на дислексию, а у ребёнка всего-то моторные трудности переключения при произношении по причине слабых мышц артикуляционного аппарата.

Я просто хочу внести ясность в понимание того факта, что дислексию легко перепутать с другими трудностями овладения навыками чтения и письма. Правильная диагностика причин трудностей, вот что лежит в основе быстрой и эффективной коррекции трудностей в чтении и письме.

При дислексии помогает только специализированное обучение навыкам чтения и письма, которое в своём содержании учитывает природную доминацию в работе полушарий мозга.
При дислексии помогает только специализированное обучение навыкам чтения и письма, которое в своём содержании учитывает природную доминацию в работе полушарий мозга.