Огромный пустырь, обломки металлоконструкций, бурьян, земляная колея вместо железнодорожной на месте бывшего грузового двора-вот что собой представляет местность недалеко от станции Пермь II, где располагаются улицы Веры Барамзиной, Локомотивная, 2-я Шоссейная и Папанинцев. Да и сам вокзал Пермь II производит совершенно неприятное впечатление: неудобные залы, низкие давящие потолки на втором этаже, грязноватые стены, низкие неудобные перроны, где местами отколот асфальт (взбираться в вагон – будто на пятый этаж), а зимой из-за воды на перронах опасно передвигаться, мрачный, неудобный, сырой тоннель за десятилетия пропахший сыростью, мочой. старый деревянный травмоопасный переходный мост. Что уж говорить об хибаре, гордо именуемый автовокзалом, зажатом со всех сторон: зданием Росстата, торговым центром «Семь пятниц», улицей Революции, Колхозной площадью и базарными базами, где на одном пятачке просто невероятная концентрация людей, вещей частного автотранспорта и автобусов. Всё это у гостей Перми, да и у некоторых её обитателей создаётся впечатление затхлой, загаженной и захолустной местности.
В общественой пермской среде давно бродит интересная мысль о том, что на месте бывшего грузового двора, трущоб по улицам Энгельса, Локомотивной, Барамзиной и 2-й Шоссейной можно создать удобный, привлекательный пассажирский автобусно-железнодорожный центр. Здесь должны соединяться и распределяться по всем законам логистики пассажиропотоки, с минимальным ожиданием и максимальным комфортом и безопасностью. Для сокращения расходов при проектировании и строительства, здание такого транспортно-пересадочного узла возможно сделать в виде точной копии аэровокзала Большого Савино из типовых матералов. Для исключения пресловутого человеческого фактора, этот комплект нужно предельно автоматизировать. Даже функции руководства в современном мире могут выполнять комьютеризированные системы.
Кого же надо убеждать, что пассажирский узел должен быть многофункциональным и включать в себя не только мегавокзал. Тут должны разместиться галерея современного искусства, кинозалы, магазины (куда же без них), многочисленные кафе и даже зимние сады, как , например на железнодорожном вокзале Мадрида Attocha. А территорию с крытыми и хорошо освещенными перронами, подземным автопаркингом и остановками городского транспорта, с широкой привокзальной площадью, перронами главного и горназаводского направлений, трамвайной и троллейбусной линиям.
Это будет привлекательно и для бизнеса, потому что такой проект, конечно же, осуществим на основе государственно-частного партнерства. Кроме того, нельзя забывать, что рядом находится сосредоточие высшего образования и науки Пермского края – Пермский университет. Множество студентов и работников универститета и Ествественного-научного института являются частыми пассажирами.
Единый комплекс позволит осуществлять переход с автобусного транспорта на железнодорожный. Ведь после окончания строительства всех очередей обходного автодорожного пути и Чкаловского мостового перехода Для пригородных и междугородних автобусов появились выезды в любом направлении. Да и время в пути автобусов в сократится черте города. Возможна реализация проекта гибридного железнодорожно-городского трамвая или s-bahn, наподобие систем Берлина, Гамбурга, Парижа , Карлсруэ.
Безжизненное и пустующее пространства бывшего грузового двора и подъездных путей к нему должны быть благоустроены облагорожены. Каким образом?
На этой, пока абсолютно никак не задействованной территории можно создать садово-парковую зону, которая будет иметь несколько значений. Экологическое значение – служить фильтром выбросов вредных веществ от автотранспорта, естественной шумоизоляцией железной дороги. С точки зрения садово-парковой архитектуры эта местность будет выполнять значение рекреационной зоны, где люди смогут не просто отдохнуть, но и послушать симфонические и джазовые концерты, посмотреть театрализованные представления. Может, тогда, спустя несколько веков в России, слову «воксал» вернется первоначальный смысл.
Стоит обратить вниманиие на мировой опыт. Виднейшие архитекторы прошлого и современности, такие как Фёдор Шехтель, Санъяго Калатрава и Заха Хадид.
При таком положении вещей прикамскому законодателю уже сейчас необходимо закладывать в бюдет финансирование нового пассажирского транспортно-логистического комплекса Пермь 2. Если же этого не сделать и в течение следущих двух лет транспортно-пересадочный узел не будет построен это создаст негативное общественное мнение о Перми в целом, подорвёт доверие к пермскому местному самоуправлению и краевой власти.