Единство положительного и отрицательного
Это выражение принадлежит внешней рефлексии, поскольку она проводит сравнение этих двух определений. Проводить внешнее сравнение между этими определениями не следует, равно как и между другими категориями, а их надлежит рассматривать в них самих, т. е. нужно рассмотреть, в чем состоит их собственная рефлексия. Что же касается этой рефлексии, каждое из них по существу своему имеет свою видимость в ином и даже есть полагание себя как иного.
Важнейшее познание заключается в том, что природа противоречий (рефлективных определений), их истина состоят в их соотношении друг с другом, стало быть в том, что каждое из них в самом своём понятии содержит другое, без знания этого нельзя сделать и шагу в философии.
Положение об исключённом третьем
Определение противоположности обычно сводят в так называемое положение об исключенном третьем: "Нечто есть либо А, либо не-А, третьего не дано". Это положение означает, во-первых, что всё есть нечто противоположное, нечто определенное либо как положительное, либо как отрицательное. Это важное положение, необходимость которого состоит в том, что тождество переходит в разность, а разность – в противоположение. Но часто его понимают лишь так, что из всех предикатов вещи присущ либо сам данный предикат, либо его небытие (зрелый или незрелый, сладкий или несладкий, и т. д.). Это ни к чему не приводящая тривиальность.
Положение об исключенном третьем гласит: "Нет ничего такого, что было бы одновременно А и не-А, нет такого третьего, которое было бы безразлично к этой противоположности". В действительности же имеется в самом этом положении третье, которое безразлично к этой противоположности, а именно само А. Оно ведь и не "+А" и не "‐А", но одновременно и "+А" и "‐А". То есть, само нечто есть то третье, которое должно быть исключено.
Всякая конкретная вещь, всякое конкретное нечто стоит в различных и часто противоречивых отношениях ко всему остальному, следовательно, бывает самим собой и другим.
Положение о противоречии
Любое нечто содержит внутри себя противоречие. Формальная логика не считает противоречие существенным и имманентным определением, таким же как тождество. Однако противоречие есть более глубокое и более существенное определение, чем тождество.
Тождество есть определение простого непосредственного, безжизненного бытия. Противоречие же есть корень всякого движения и жизненности. Нечто имеет в самом себе противоречие, которое заставляет его двигаться, побуждает к действию. Противоречие пытаются либо устранить, утверждая, что нет ничего противоречивого, либо утверждают, что противоречие – это всего лишь субъективная рефлексия (т. е. чьё-то личное мнение). Противоречие не следует считать ненормальностью, встречающейся лишь кое‐где: оно есть отрицательное в своём существенном определении, принцип всякого самодвижения. Более того, движение само есть налично сущее противоречие (двигающееся нечто одновременно здесь и не здесь). Так же и с внутренним самодвижением (нечто в самом себе и отрицательное его самого есть в одном и том же отношении).
Абстрактное тождество с собой ещё не есть жизненность. А вот от того, что положительное есть в самом себе отрицательность – оно выходит вовне себя и начинает изменяться. Нечто жизненно, если оно содержит в себе противоречие и если это нечто есть именно та сила, которая в состоянии вмещать в себя это противоречие и выдерживать его. То, что не в состоянии удержать в себе и положительное и отрицательное – погибает, оно не живое единство.
Пример:
Отец есть иное сына, а сын – иное отца и каждый дан лишь как это иное иного. Одно определение имеется лишь в соотношении с другим, их бытие – это единое наличие. Отец и вне соотношения с сыном есть нечто самостоятельное, но в этом случае он не отец, а мужчина.
Внешняя рефлексия (обывательское сознание) видит лишь сами определения (вещи), а не их переход, который и составляет суть и содержит противоречие.
Вещь, субъект, понятие есть отрицательное единство, оно нечто в себе самом противоречивое, но оно точно так же и разрешённое противоречие. Оно основание, которое содержит свои определения и есть их носитель. Все конечные вещи в своём многообразии таковы, что они противоречивы в себе самих, надломлены внутри себя и возвращаются в своё основание. Бытие конечного – это бытие абсолютного. Но и небытие конечного – это бытие абсолютного.