Найти тему
Журнал "Лучик"

Кто такая безумная Грета?

Про Тиля Уленшпигеля знают все, а вот про неё – очень немногие. Хотя жили они в одно время (16 век) и в одном месте (Голландия).

Первым из живописцев безумную Грету изобразил великий Брейгель. Но его картину мы рассматривать не будем, уж очень страшная. Посмотрим на полотно его современника Тенирса Давида Младшего, написанное столетием позже. Странная картина – жутковатая и одновременно потешная. Похожая на иллюстрацию к какой-то сказке, правда?

Тенирс Давид Младший (1610–1690). "Безумная Грета"
Тенирс Давид Младший (1610–1690). "Безумная Грета"

Тётушка Грета всю жизнь была очень несчастна и терпелива. Война, нищета, голод и болезни, жестокий муж-пьяница, гибель детей…

И вот как-то раз нищая женщина не нашла своей единственной сковородки. Грета слыхала, что черти в аду поджаривают грешников на сковородах, и отправилась в пекло. Разогнав нечисть, Грета отняла у чертей подходящую ей сковородку, а заодно и всякую другую утварь, и вернулась домой. Жизнь у тётушки была такая, что в преисподней её ничего не испугало.

Взгляните на саблю – странноватую в женской руке.

Дело в том, что созданию картины предшествовала так называемая Тридцатилетняя война (1618–1648), в которую были вовлечены почти все страны Европы.

Аугусто Феррер-Далмау Ньето. "Битва при Рокруа"
Аугусто Феррер-Далмау Ньето. "Битва при Рокруа"

Война эта была очень странной. Армии, сражавшиеся за то или иное государство, формировались не из граждан этих государств, а из людей любых национальностей и вероисповеданий, причём попадали в них, как правило, оставшиеся без средств к существованию жители бедствующих городов и сёл.

Клятва верности давалась не государству или королю, а знамени, и если знамя захватывал неприятель, то воин имел право последовать за ним. Кроме того, солдат служил по контракту, и, когда срок контракта заканчивался, он вполне мог добровольно перейти в другую армию.

Аллегорические изображения Тридцатилетней войны на гравюрах того времени
Аллегорические изображения Тридцатилетней войны на гравюрах того времени

Война была просто «работой», и эта «работа» накладывала отпечаток на тех, кто ею занимался.

Проявляя бессмысленную жестокость, солдаты сжигали деревни и убивали скот, который не могли увести с собой. В жажде наживы наёмники раскапывали могилы в поисках спрятанных сокровищ и прочёсывали леса, где укрывались крестьяне, убивали на месте тех, кого находили.

Себастьян Вранкс (1573–1647). "Мародёрствующие солдаты"
Себастьян Вранкс (1573–1647). "Мародёрствующие солдаты"

Вдобавок ко всему чума и голод косили истощённых людей. Люди ели жёлуди и корни. Обычным делом стало просить милостыню. На дорогах лежали неубранные трупы умерших от голода, а наёмники продолжали грабить и убивать. Они поджигали дома и храмы, просто чтобы посмотреть на огромные костры.

Писатель Ханс Гриммельсхаузен в романе «Симплициссимус» описывает ужасы и зверства той войны. Но мы вам этот роман читать, конечно же, не советуем. Лучше прочитайте роман Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле». Похожее время, похожая война (Голландии с Испанией), похожие лишения. И именно тогда возникла легенда о безумной Грете, чья жизнь была тяжела настолько, что она не побоялась напасть на ад.

-5

Как устроена бесконечность? Где заканчивается вселенная? Что такое теория относительности? Чем шедевр отличается от обычной картины? Где граница между живым и неживым?

Об этом рассказывает журнал"Лучик" – для любознательных детей и родителей. Оформить подписку на журнал можно на сайте Почты России.