В начале февраля Министерство просвещения РФ заявило о намерении добавить навыки программирования в уроки начальной школы. Сейчас эти навыки преподают не раньше 5-го класса, когда в программе появляется отдельный предмет «Информатика». Чуть позже заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов (ЛДПР) предложил сделать программирование в школах обязательным предметом.
Я, конечно, двумя руками и ногами за такую инициативу. Программирование становится все более необходимым навыком на современном рынке труда, даже если в последующем человек и не собирается быть программистом. Кстати, похожая ситуация в свое время была с офисными приложениями. Еще пару десятков лет назад мало кто толком знал, что это такое. Сейчас же они являются необходимым инструментом для работы для целого спектра профессий, в том числе, врачей и учителей.
Но по поводу обучения программированию пока рано радоваться. И вот почему.
1. Как всегда все долго и неопределенно. Впереди еще утверждение Федерального государственного образовательного стандарта и новой примерной образовательной программы - в этих документах и будут утверждены детали воплощения идеи. Даже если все необходимые документы могут быть приняты в течение 2019 года, уроки программирования появятся в начальной школе только с 2020-2021 учебного года.
2. На чем будут учить детей? Боюсь, что в России программированию будут учить на отечественных платформах «Эльбрус» и «Байкал» корпорации Ростех. При том, что имеются более дешевые зарубежные аналоги, предназначенные специально под образовательные цели. Но ведь есть политика импортозамещения, которая, кстати, распространяется на школы, и отменять ее никто не собирается.
3. Методички. Современная информатика в школах детям не нравится. Учителя пытаются объяснить детям устаревшие языки программирования. Возникает вопрос, будет ли произведен глобальный пересмотр программы предмета или же все будет по старинке - по учебникам и методичкам, хотя во всем мире учат на играх. Уже разработана масса методик, делающих погружение в мир ИТ максимально интерактивным. Кроме того, IT-сфера развивается с сумасшедшей скоростью, постоянно появляется что-то новое, интересное. Но будет ли это новое появляться в школьном курсе?
Руководитель школы программирования Codame (г. Ханты-Мансийск) Александр Лупу:
«Пару лет назад были попытки ввести в школьную программу информатику со второго или четвертого класса, но от них отказались: либо не подобрали нужную программу, либо не нашли подход, как преподнести знания детям этого возраста».
4. Все ограничится крупными городами. Далеко не все школы оснащены современным компьютерным оборудованием. Педагоги из небольших городов и сельских школ не всегда имеют доступ к новым технологиям, а из технических «новинок» у них есть только фильмоскоп и, если очень повезет - проектор (один на всю школу). Поэтому для школ с ограниченным бюджетом уроки программирования могут быть отвергнуты или вообще не предложены.
Но чиновники вряд ли знают, что изучение кода и компьютерных концепций может быть выполнено даже без компьютера, то есть в реальном пространстве, например, с помощью бумаги и карандаша. Их можно легко выполнить в классе без экранов. Это позволит обеспечить равные возможности для всех детей в процессе обучения.
5. Проблема недостаточной квалификации педагогов. Сегодня компьютерная грамотность является частью учебной программы, но она остается на усмотрение мотивированных учителей информатики. Дело не в средствах, а в знаниях и воле учителей школ. Часто они не совсем понимают, что от них требуется. К тому же средний возраст учителя по России - 52 года. На шестом десятке непросто осваивать что-то новое, особенно то, что касается технологий.
Учитель информатики Александр Попов:
«Где найдут учителей? Учителя информатики загружены под завязку. Многие учителя начальных классов не потянут программирование даже после курсов, если это будет по-настоящему программирование, пусть и для маленьких. Здесь нужен особый склад ума и опыт программирования. Иначе вместо программирования будет просто что-то похожее на него».
6. Осторожники. Против программирования в начальной школе могут встать люди, которые считают, что цифровые технологии могут замедлить развитие образного мышления и снизить творческий потенциал человека. Также есть риск, что гаджеты вызовут чрезмерный интерес у детей и помешают сбалансированному развитию личности. Они будут ссылаться на нормы ВОЗ, согласно которым в начальной школе детям рекомендуется находится у экрана (компьютеров, телефонов, телевизоров) не более 45 минут в день.
Учитель начальных классов Светлана Петрова (Петрозаводск):
«Дети в начальной школе перегружены. Да и возрастные особенности нужно учитывать. Забирать час математики в начальной школе нельзя, а дополнительный час - это дополнительная нагрузка».
Вместо выводов. Я, конечно, за программирование в начальной школе! Еще бы информатику разделить на несколько предметов: информатика, программирование, информационные технологии, робототехника, и на каждый предмет хотя бы по 1 часу в неделю, вот тогда был бы толк! А пока родителям не очень-то стоит надеяться, что школа научит ребенка компьютерной грамотности. Сами родители, даже если они ничего не понимают в этой сфере, могут взять на себя эту инициативу и сосредоточить свое внимание на предоставлении детям основ программирования, чтобы потом из них получились востребованные на рынке труда специалисты. Как это сделать? Мы расскажем в следующих публикациях.
Научите детей жить правильно в эпоху «цифровых» технологий. Подписывайтесь на канал SmartChild!