Сегодня мир меняется быстрее, чем успевает адаптироваться к нему система образования. Какие угрозы в себе это таит, и каким будет образование будущего?
Хорс — славянский бог и английская лошадь
Лежу на кровати с тетрадью по английскому, учим с сыном слова:
— Лягушка…
— Frog…
Я думаю о том, что не знаю, как будет по-английски «лягушка». Но ведь веду при этом переписку с США. Потому что у меня есть друг Гугл, который всё знает за меня. Говорить не может. Пока… Но меня и школьная программа говорить не научила, хотя английский я сдал на «отлично».
Кстати, учительница по английскому у меня была талантливым педагогом. Мне, действительно, нравился английский, я занимался дополнительно, выбрал этот предмет в качестве экзаменационного, но… Но английским овладел только на уровне «почитать учебник». Всему виной специфика школьной программы, которая вообще не понятно на какие стандарты была ориентирована. Может быть сейчас всё иначе?
— Лошадь…
— Horse…
И тут я делаю глубокомысленную паузу.
— Сынок, а ты знаешь кто такой Хорс? И почему Аркона называлась Арконой?
Руян знает об Арконе. А ещё он знает, что теперь можно отдохнуть от английского, потому что папа минут на десять ударится в рассказывание сказок.
Где оценки и где интеллект?
С папой учить уроки интересно. Потому что папа не заставляет учить уроки. Папа знает, что лучший способ убить способность думать — это заставлять решать типовые задачи.
Вот, например, тот случай со стихом на марийском языке. Задали, выучил, сдал, получил «пятёрку», но не понял ни единого слова. Какой смысл? Чему научился? Получать «пятёрки»? А зачем свободному охотнику получать какие-то «пятёрки»? Зачем приучать ребёнка к бессмысленным поощрениям за хорошо выполненную работу? Разве от этого поощрения он, подобно собачке, должен получать удовлетворение? Но ведь он способен получать удовлетворение от творчества, от самопроявления, от собственной инициативы.
Давеча я предложил ему состязание: сочинить стихи про младшего брата. Я набросал пару четверостиший, а он исписал речитативом целый листок, превратив просто стих в настоящую поэму. Разве такой подход не более конструктивен? Разве это не делает образование интересным, живым и подлинно развивающим?
Ашельская культура средней школы
В нашей системе образования работают настоящие энтузиасты. Потому что там работать можно только на энтузиазме. Сейчас я хочу поговорить не о педагогах, а об образовательной программе.
Сейчас в школах вводят всякие новшества, чтобы сделать процесс обучения более эффективным. Всякие там компутеры, процессоры, чтобы кино показывать, картинки красивые… Но в этом ли должен заключаться процесс совершенствования образовательной системы? Разве в штучка-дрючках дело?
Современный мир развивается бешеными темпами. Система образования настолько неповоротлива, что просто не успевает приспособиться к новым требованиям новой эпохи. В итоге привычные образовательные приёмы очень напоминают изготовление каменных орудий труда: вообщем, применить это будет не где, но в целом занятие носит развивающий характер.
Электроника и интернет коренным образом изменили наш мир. То, что вчера делали мы сами, сегодня за нас делают машины. И слава богу! Но есть вещи, которые пока машины делать не научились: это организация творческой, изобретательской деятельности. Креатив нужен везде, в любой области. Свежий взгляд на привычные вещи — это главное условие развития любой деятельности. Не это ли требуется сегодня свободному человеку, творящему собственное будущее?
Не знаю — твой обычный ответ…
-Сынок, чего ты хочешь от жизни? Кем хочешь стать, как хочешь жить?
— Не знаю…
Удивительно, но год назад он довольно уверенно отвечал на эти вопросы. К сожалению, чаще бытие определяет сознание, чем наоборот. Тот мир, который мы привыкаем видеть вокруг себя, кажется тем, что, собственно, мир из себя и представляет. Скучно, привычно, избито… Куда пропадает естественна детская способность смотреть за горизонт и смело фантазировать?
На фантазии теперь просто нет времени. Теперь нужно в больших объёмах решать типовые задачи по указанным инструкциям. Надо. Надо учиться, надо работать, надо растить детей… Поэтому с такой радостью ребёнок хватается за компьютерные игры: там НЕ НАДО, там ВОЗМОЖНО. Возможно всё! Но кто ребёнку объяснит, что в этой жизни не только возможно всё, но даже и больше, чем в компьютерной игре? Наверное, только папа. Вот папа и рассказывает сказки, чтобы погрузить дитя в мир его фантазий. Чтобы они не дали его юной душе зачерстветь и заплесневеть под гнётом требований равнодушного общества, желающего из каждого сделать слугу.
Образование будущего
Нам пора выбираться из палеолитических представлений об образовании. Но для этого нам придётся отказаться от самой образовательной парадигмы, построенной вокруг цели создать Исполнителя.
Обществу более не нужны исполнители. Даже власть имущий капиталист понимает: выгоднее на роль исполнителя поставить робота, чем нанимать человека. А раз так, то стоит ли вкладывать деньги в создание исполнителей? Не лучше ли воспитывать охотников? Охотников за знанием, новыми идеями, охотников за прогрессом и, в конце концов, за счастьем? Ведь, собственно, наличие у нас будущего ( и не только у нас, но и всей земной жизни) зависит от эффективности действий именно их — пионеров новой эпохи.
Но чтобы суметь создать альтернативу существующей системе, нужно суметь в самом себе создать альтернативу рабскому «надо» и механическое исполнение утративших смысл повседневных действий заменить на осознанное движение, понимая куда и зачем ты идёшь. И вот когда все участники этого движения, начиная от министра образования и заканчивая каждым педагогом, смогут уверенно и ясно обозначить роль того, кого они готовят на замену Исполнителю, мы сможем быть уверенными, что образование соответствует нашим запросам.
Новый образовательный стандарт более не должен апеллировать к стандартам мышления. Он должен быть построен на подведении ребёнка к самоопределению, развитию его природных задатков и превращения их в таланты. Чтобы сызмальства дети нашего мира тянулись к НЕИЗВЕСТНОМУ, чтобы оно их не пугало, а притягивало, завораживало. Чтобы их вело по жизни неубитое за партой любопытство, поставленное на службу обществу. Ведь пряник — лучший мотиватор, чем палка, не так ли?..
Рудияр
Статьи по теме:
Инклюзивное образование: как решаются судьбы детей
Как приучить ребёнка к закаливанию?
Зачем прибирать игрушки?