Решая собственные исследовательские задачи в области педагогики, проводил полевое исследование, среди педагогов дополнительного образования.
Как известно, педагогом дополнительного образования может стать человек не обязательно имеющий базовое педагогическое образование (согласно последним утвержденным проф.стандартам), в связи с этим, под опрос подпадает аудитория, не однородного состава, но объединенная общим профессиональным интересом.
В результате опроса, в котором приняло участие 515 респондентов были определены ряд дефицитных черт, без которых успешная практика становится затруднительной.
Что я понимаю под успешной практикой?! Это наличие жизненного опыта, знаний и разработанной авторской или составленной на основе типовой программы, с учётом конкретных условий её реализации. По мнению Т.В. Голдяковой, признаки успешной деятельности, можно объединить понятием "педагогическая инновация",которая представляет собой нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, целью которого является повышение их эффективности.
Не уводя глубоко в процесс исследования и интерпретации данных, одним из парадоксальных дефицитных компетентностей стала коммуникативная.
В чем состоял парадокс?!
1. Фактически единогласная позиция педагогов участвовать во внешнем взаимодействии с коллегами из разных образовательных учреждений, самостоятельными педагогами и т.д. т.е. вести коммуникацию внутри проф.сообщества, не ограниченного рамками организации, в которой работает педагог. (из ответов, большая часть педагогов именно включена в штат организации)
2. Ряд организационных и административных помех (не запретов!) на коммуникацию "внешнюю", которая приводит лишь к общению с коллегами одного заведения.
В результате коллективная ответственность и замкнутость порождает аккумулятивным методом высокую степень неудовлетворенности в ожидаемом поприще. И главная причина, которая все таки возникает у педагога, это страх перед риском не соответствовать в ином сообществе представлению о себе.
В практике существует не один метод того, как можно побороть страх, но даже в этом случае, борьба также будет становится дополнительным стрессом и не каждый способен в продолжительном периоде противопоставлять страху жесткую борьбу.
Я знаком с методом образовательной кинесиологии, и она позволяет не столько бороться со страхом или безусловно стрессом, сколько формировать более легкое и уравновешенное отношение к нему. Этот метод позволяет в перспективе выработать совершенно иной качественный механизм через ваше тело, который со временем станет частью вашей сознательной жизни.
В нейрофизиологии существует теория о том, что эмоции, влияют на наши телесные ощущения и стресс влияет на бессознательную сжатость мышц в теле. В кинесиологии, данная теория зеркально отражает данный механизм действия и через работу с телом, достигается снятие стрессовых спазмов в психике человека.
Поскольку принципы работы кинесиологии пришли от клинических случаев, то вся работа строится на практическом её овладении. Вместе с тем, отличием кинезиологии от образовательной кинесиологии, является то, что в последней, благодаря работам П.Деннисона, практические методы "вышли" из медицинской сферы в образовательную и стали доступны любому.
Например кросс-кроллы. Эти ритмические действия, при регулярном их повторении, в комплексе в другими, позволяют человеку "сбалансировать" нейрофизиологические процессы в теле и психике и сконцентрировать внимание на том или иное предмете деятельности.
Кросс-кроллы, крюки, думательный колпак и другие упражнения, задействуют нервные окончания, которые первыми вступают в следственную связь от психологического стресса. Проделывая эти телесные движения неоднократно, вы как бы повторяете своему сознанию "Все в порядке, механизм готов к работе". И этот посыл, предоставляет сознанию возможность, сконцентрироваться на непосредственном целеполагании.
Как это может повлиять на разработку успешной программы?
Знаний эти упражнения не добавят... Но они позволяет вашему сознанию сформировать знания качественно.
Сколько раз порой, приходилось вам перечитать абзац, что понять смысл? Порой и одного раза хватает, а иногда и по нескольку раз. Вот в последнем случае, при использовании методов, процесс научения станет гораздо приятней и эффективней.
"Внешняя коммуникация", о который была речь была выше, также перестанет для педагога быть стрессовой, т.к. стресс и страх - это признаки - не знания собственной реакции в неизвестной ситуации. Через телесные упражнения, человек будет гораздо точнее на подсознательном уровне осознавать себя, т.е. и разум и тело. А это и есть снятие страха и нормальное отношение к стрессу.