Найти тему
Подумалось мне часом

Индейцы Камчатки и Кушки

Никогда бы я до этого не додумался, если бы сразу после армии не поступил на истфак. А что читают на первом курсе истфака? Правильно, первобытное общество.

И не я один – все поступавшие после армии ржали как лошади, когда слушали про традиционные первобытные обряды. Потому как все эти обычаи мы уже выучили – задолго до поступления и на собственной шкуре.

Автор (слева) в двухлетней этнографической экспедиции
Автор (слева) в двухлетней этнографической экспедиции

Обычай украшательства? Обручи в носу и птичьи перья в голове?

Во-первых, это и на официальном уровне очень характерно для армии. Кто такой военный в парадной форме с точки зрения гражданского обывателя? Попугай.

А во-вторых, вы дембиля видели? У нас, к примеру, «правильный» дембиль должен был уходить примерно вот в таком виде. Бескозырка – самого минимального размера, чуть больше таблетки. Носится на самой макушке. Собственно, еврейская кипа, только форма другая. А вот ленточки на ней должны быть длинные как только возможно, в идеале – спускаться по спине до задницы (обычно сращиваются две-три).

Гюйс (это полосатый воротник) обязательно должен быть с изнанки подшит белым шелком, особые пижоны изображали на подшивке карту СССР с пунктирной стрелочкой – откуда и куда едет дембиль, например, с Камчатки в Калужскую область.

Ну и так далее – описание всех этих пластиковых вставок в бархатные погоны и углов обрезки рантов на парадных туфлях, наглаживание (именно так) носков обуви до прямоугольных граней и т.п. составит обширный том руководства. И приплюсуйте еще не входящие в канон, но нежно любимые, особенно кавказцами и азиатами аксельбанты и тому подобные девайсы.

Обряд инициации?

Гы-гы. В Сакральный День Приказа все «переводятся» в следующее сословие. У нас отслужившие полгода получают шесть ударов «баночкой» (табуреткой) по заднице, счастливцы, оттянувшие год – 12, ну, в общем, по числу месяцев.

Кстати, это не шуточки, а вполне себе серьезное испытание – во время одного из них у нас двое молодых осталось непереведенными – один лежал в госпитале, второму не хватило табуретов – все разбили о чьи-то задницы. У «сапогов» обычно переводят ремнем, и количество отслуженных месяцев можно посчитать по звездочкам, оставшимся на коже в виде синяков.

Но инициации, традиционно связанные с болью – только для «детей», «взрослые», читай – привилегированные сословия «переводятся» так: деда укладывают на двенадцать матрасов, накрывают двенадцатью одеялами, затем дух сечет его пучком из двенадцати ниток. Дед должен строить страшные рожи и гримасничать. Пара духов сидят под кроватью и "принимают боль" - орут как резанные и кричат "Ой, ааа, уууу". Их задача - перекричать ржач, который обычно стоит в казарме.

Традиционное соперничество разноспециализирующихся племен вроде «рыболовы vs пастухи»?

Это вы не были в камчатском городе Елизово. Там в патруль заступают по очереди – один день «сапоги», второй – «мореманы». Соответственно, городская гауптвахта или сплошь набита «зелеными», или черным-черна от моряков. А постоянные драки уволенных в запас черных с зелеными по важнейшему поводу – кто первым войдет в самолет?

Кастовая система?

Сколько угодно! Шесть каст (считая «духов», не принявших присяги и «гражданинов», уже переживших приказ о ДМБ, но еще не отправленных домой), закрытость которых абсолютная – ничто и никто, при любых обстоятельствах, не сможет преждевременно перевести тебя из одной касты в другую. Никогда. Не в человечьих это силах.

Феномен париев, выключенных из кастовой системы?

Пожалуйста – несчастная категория «дух до дембиля».

Татуировки, по которым читается принадлежность к племени?Знающему человеку хватит мимолетного взгляда, брошенного на «зольдатика», чтобы без помех «считать» срок его службы. Для этого не надо быть Шерлоком Холмсом, система знаков давно отработана – выгнута или нет кокарда, форма ременной бляхи, степень натяжения ремня, местонахождения головного убора на голове, наличие рук в карманах и прочая-прочая…

Нарушение системы знаков карается, и карается жестоко.

Система табу?

У-у-у. Многочисленна и разветвлена. Все строжайше расписано: в эти дни масло едим, в эти – не едим, по «дрищевке» - не положено, на «стодневку» - надо отдавать дрищам, причем на «стодневку» табуируются и яйца, которые «дрищам» положены. И так далее и тому подобное…

Длительный период воздержания и приготовления, предваряющий переход в другой мир?

«Стодневка» в чистом виде. Она и начинается-то с символического повторения собственного рождения – «деды» бреются наголо, а завершается сакральным последним знаковым прикосновением к покидаемому «нечистому» миру – «дембильским заплывом».

Бессмысленные на первый взгляд ритуалы?

Не, не буду даже заводиться.

Первобытное искусство?

А вы дембельские альбомы видели?

И так далее, и тому подобное.

Присмотревшись, в армии и других закрытых обществах можно найти аналогии, наверное, ко всему, о чем писали знатные антропологи Леви-Стросс или Рут Бенедикт.

Служба в армии – это двух, или трехлетняя этнографическая экспедиция. Это сейчас, со стороны, эти принципы кажутся смешными. При взгляде изнутри трудно поверить, что общество может быть устроено как-нибудь по-другому.

Есть универсальные законы, по которым устроено примитивное общество. Они универсальны во всех обществах – и у северных народов, и у австралийских аборигенов, и у индейцев Амазонки.

Чем проще, гомогеннее и закрытее общество – тем быстрее и ближе оно возвращается к первичным, изначальным принципам общественного обустройства.

Прошиты они в нас. На уровне BIOS.