Найти тему
Валерий Грачиков

Адмиральская жадность, сгубившая в 1981 году все командование Тихоокеанского флота разом

7 февраля 1981 года случилось одно из самых печальных происшествий в истории Советского и Российского флота. На взлете в Ленинграде упал самолет Ту-104, в котором на Дальний Восток возвращалось после успешных командно-штабных учений почти все командование Тихоокеанского флота.

Итого флот и армия лишился разом: 16-ти адмиралов и генералов, а также 12 каперангов, занимавших ответственные посты, в том числе командующий флотом Эмиль Спиридонов, его заместители и командиры флотилий. И еще несколько капитанов второго и третьего ранга. Тихоокеанский флот фактически остался без командования чуть более чем полностью.

В ходе расследования сначала появилась версия о диверсии - обстановка тогда была напряженной и так обезглавить важнейшее военное подразделение были бы рады не только американцы, но и китайцы и другие «партнеры» СССР.

Но все выяснилось очень быстро. Никакой диверсии не было. Была обычная жадность и разгильдяйство. Высокие чины забили самолет дефицитными товарами и бытовой техникой. Плюс погрузили тяжелые рулоны с бумагой. Причем командир экипажа пытался обратить внимание на то, что самолет перегружен. Но никто не обратил внимания – решили лететь. А дальше незакрепленный груз сместился и самолет взлетел только на полсотни метров после чего потерял устойчивость и рухнул.

Печальная история, в которой виноваты были, конечно, адмиралы, но и ситуация, складывавшаяся в стране. Самолет был перегружен не от хорошей жизни. Того, что можно было «достать» в Ленинграде, на Дальнем Востоке не было. На дворе стоял 1981 год. Страна уже начинала катиться под откос. А слово «дефицит» прочно вошло в лексикон. Так же как и слово «достать» заменяло слово «купить». До окончательного краха оставалось еще 10 лет…