Ролик выложен в 2015 г. и приурочен к 20-летию организации, поэтому все цифры актуальны именно на эту дату, а не 2019 г. Актуальную информацию смотри на сайте https://www.berliner-tafel.de/berliner-tafel/.
Основная идея - каждый даёт столько, сколько может. Активисты просто перераспределяют продукты оттуда, где их избыток, туда, где их дефицит. То есть по сути они исправляют несовершенство рыночного механизма по приведению в соответствия спроса и предложения. Проект "Tafel" зародился в сообществе "Женщины Берлина". Когда в Германии стали поднимать вопрос о бедности, то стало понятно, что нужно что-то предпринимать.
Когда начиналась зима, активистки обратились к ресторанам и гостиницам на предмет готовки еды на 60 человек дважды в неделю. В итоге они принесли много еды в приют Моабита (район Берлина). С этого и начался "Тафель" и это полностью была женская инициатива. Мужчины хотели присоединиться, но они отказали: "Это чисто женская инициатива". Впоследствии проект пришлось отмежевать от "женского клуба", чтобы он активнее развивался. В газетах разместили объявление и откликнулись 120 добровольцев, 50 из которых остались и с 45 из них организовали отдельную организацию "Berliner Tafel" ("Берлинский Тафель").
Проект развивался достаточно быстро и всё чаще стали поступать звонки от различных сообществ с желанием присоединиться и получать продуктовые пожертвования.
Представители торговых сетей сначала удивлялись: "Зачем вам наш мусор?". А это был не мусор, а просто нормальная непроданная еда. Для сети круасан после 18.00 становился мусором, а для активистов он был таким же нормальным круасаном, как и в 17.55, когда он мог продаваться. Конечно, у магазинов бывает и испорченная еда, но при умелой сортировке и даже без неё зачастую можно сохранить много отличных продуктов. Реальный "мусор" после сортировки оставляли сетям.
Тем временем всё больше "Тафелей" стало появляться в Германии. Особенно в малых городах они стали поддерживать продуктами нуждающихся.
По мере роста своих площадей уже не хватало и решили задействовать церкви, у которых достаточно площади, которые ориентированы на социальную работу, организованы и поддерживаются из налогов государством. После обращения на радио откликнулись представителей церквей и начался новый этап проекта - "Хлеб и душа" (совместный проект "Тафеля", церквей и телевизионного канала RBB). В итоге стало 45 пунктов распределения продуктов в церквях и впоследствии понадобилось ещё пять. Почти весь город покрыт пунктами выдачи, однако всё же остаются небольшие "пятна". Важно, чтобы людям было быстро и удобно забирать продукты вблизи района проживания.
Сегодня поддержку получают свыше 125 тыс. человек ежемесячно. Организация растёт и стали требоваться всё больше не просто продуктовые пожертвования, а финансовые. Активисты стремятся привлечь всё больше членов, чтобы нарастить фонд членских взносов (2,75 евро в месяц). Членские взносы позволяют бысть самостоятельными и не зависит от государства или корпоративных жертвователей.
После первых 4-5 лет работы федеральной ассоциации "Тафель" компания "Мерседес" передала 100 грузовичков для развоза продуктов. До этого добровольцы развозили продукты на своих машинах или на нескольких машинах организации. Сегодня компания работает только с грузовичками-рефрижераторами.
Из-за больших объёмов потребовалось большое помещение для сортировки продуктов, так как в торговых сетях это стало уже невозможно делать. После сортировки на складе продукты либо отвозятся в места выдачи, либо представители приходов приезжают и забирают сами.
Со временем активисты стали задумываться, куда двигаться дальше, и решили создать подразделение по работе с детьми и молодёжью. Этот проект был направлен на всех детей, безотносительно кто их родители, откуда они родом (много мигрантов) и сколько у них денег. Основная задача ставилась как дать представление детям о продуктах, пище. Откуда она берётся, как готовится, как покупается, какие витамины и питательные вещества содержит. Это был вклад в будущее, в устойчивость проекта и попытки стратегического решения проблем с потерями продуктов.
Для этой задачи оборудовали любимый берлинский двухэтажный автобус. На первом этаже смонтировали обучающую кухню, на втором - большой стол (tafel с немецкого - это стол). На этом автобусе ездят по школам и дают мастер-классы для групп из 12 детей. Учат, как держать нож, как чистить и нарезать яблоко и др. Данный формат (KIMBAmobil) получился успешным, а передвижной автобус позволил приезжать туда, где находятся дети. Детям не нужно приезжать на продуктовую базу.
В продолжении детского направления придумали ещё KIMBAexpress - уже для приезда детей "на базу". Для этого переделали старый вагон Немецкой железной дороги - сделали кухню и адаптировали для детских семинаров. Сюда уже стали приезжать целые классы учиться обрабатывать и готовить пищу.
Лидеру проекта, Сабине Верт (Sabine Werth), очень хочется изменений в обществе. Изменений в сторону объединения и взаимодействия, в сторону более справедливого распределения еды.