В июне зона платного паркинга в областном центре увеличится в два раза, но она обойдет стороной автостоянки у административных зданий.
Тверь продолжает расширять зону платной парковки. Первый паркинг за деньги появился летом 2015 года и включал в себя только обновленный бульвар Радищева. Затем добавились соседние с бульваром улицы. Ключевыми аргументами создания зоны платной парковки городские власти называли преодоление автомобильных пробок в историческом центре города, а также тренд на развитие общественного транспорта, который способен заменить использование личного. Ну и разумеется, пополнение бюджета за счет горожан.
Вот и поговорили
Новое расширение зоны платных парковок грядет уже в июне. Решение об этом было принято внезапно, вопреки летней резолюции Тверской городской Думы. Напомним, тогда депутаты не выделили денег на увеличение зоны паркинга. Однако в последний рабочий день 2018 года глава города Алексей Огоньков подписал постановление о существенном расширении платной парковки. Согласно документу, она охватит еще десять кварталов в Центральном районе и Привокзальную площадь.
«Я убежден, решение о расширении платной парковки необходимо принимать публично, в прошлый раз это вызвало острую реакцию горожан», – заявлял Tverigrad.ru Алексей Огоньков в феврале 2018 года. Тогда же Огоньков добавил, что проект увеличения зоны подразумевает вложение финансовых средств, которых на эти цели в бюджете города просто нет.
Однако без публичных обсуждений и социологических замеров, без консультаций на уровне экспертного сообщества и дискуссий на уровне городского парламента администрация Твери все-таки приняла очевидно непопулярное решение о значительном расширении зоны. Аналогичный подход к решению вопросов городская администрация уже демонстрировала при переименовании улицы Володарского в улицу Андрея Дементьева.
Для себя любимых
Решение о новой зоне платной парковки видится не только непопулярным, но и до определенной степени антисоциальным. Очевидно, что введение платы за парковку на Театральной площади отразится на посетителях драматического театра и филармонии, к цене билета на спектакли и концерты автоматически прибавляется 30 рублей в час за парковку. Кроме того, вход в городской сад для детей из спальных районов теперь можно назвать условно платным: родители не смогут бесплатно парковать автомобили не только на «Театралке», но и на Свободном переулке – от кинотеатра «Звезда» до старого автовокзала.
При этом «новогоднее» расширение зоны платной парковки вновь не коснулось территории у стен администрации города, Тверской городской Думы. Не нужно платить и за стоянку, которая существует на площади Михаила Тверского под окнами правительства Тверской области. Не вошел в платную зону участок улицы Дементьева от этой площади до набережной Волги, где также расположены правительственные здания. Присвоение площади имени небесного заступника города, почитаемого святого русской земли не избавило ее от автомобилей, фигура князя на бронзовом коне по-прежнему не является доминантой, теряясь в окружении «коней железных» своих потомков.
И получается, что артисты драмтеатра и филармонии должны платить за парковку около работы, а чиновники – нет.
Острая реакция горожан, о которой вспоминал Алексей Огоньков, была вызвана в том числе и этой несправедливостью – для самой себя власть в очередной раз оставляет бесплатную парковку в самом центре платного пространства. На заметку театралам: ближайшее место для того, чтобы бесплатно припарковать свой автомобиль на время спектакля, находится именно на площади Ленина у входа в администрацию города Твери.
Кстати, парковка на площади Михаила Тверского (если ее не запрещать, как это было сразу после установки памятника), по количеству машиномест превосходящая Театральную площадь, по своему потенциалу способна принести максимальные суммы сборов в городской бюджет. Вряд ли чиновники будут отказывать себе в удовольствии приезжать на работу прямо к дверям, но, видимо, глава областного центра боится рассердить чиновников с площади Михаила Тверского, от которых во многом зависит и его нахождение в главном городском «седле»…
Концепция – просто собрать деньги
Один из главных плюсов платных парковок – улицы освобождаются от автомобилей. С уменьшением трафика становится ниже загазованность воздуха, выше – средняя скорость движения и пропускная способность улиц.
В подавляющем большинстве работающим в центре города машина нужна только для того, чтобы добраться из дома до офиса и обратно. Смысла платить за парковку на весь день, когда она будет обходиться дороже бензина, не станет. Тогда горожане сами пересядут на общественный транспорт, который будет удобнее, быстрее, экономичнее. Именно поэтому, начиная проект три года назад, городские власти подразумевали создание так называемых перехватывающих парковок. Например, в ближнем Заволжье или на Краснофлотской набережной.
Кажется, очевидно всем, что эффективность платных парковок достигается не только установкой паркоматов и знаков.
Для этого требуется собрать воедино всю необходимую инфраструктуру, которой в Твери пока нет. Сегодня платные паркинги больше похожи на банальный сбор денег с автомобилистов, чем на способ ограничения числа автомобилей в центральной части города. За 2018 год автомобилисты, воспользовавшиеся ими, отдали в казну почти 23 млн рублей. Как в прежние годы, большую часть собранных денег составляют штрафы за неуплату парковочного времени.
К слову, обустройство парковочной зоны, по оценкам специалистов, обходится городскому бюджету в сумму порядка 20 млн рублей.
Особенная зона
Тариф в «новогодних» зонах пока не определен. Вероятнее всего, в центральной части города он так и останется 30 рублей за час, а вот с Привокзальной площадью не всё так просто. Во-первых, если плата за парковку в центре взимается только в период с 08:00 до 20:00, то рядом с вокзалом за деньги придется парковаться круглосуточно. Во-вторых, там будет пересмотрено и время бесплатной парковки, которое сегодня в центре составляет 30 минут. Наконец, парковка на площади совсем не готова принимать автомобилистов.
Паркинг организуется на месте снесенных кафе и киосков, но состояние проезжей части здесь, мягко говоря, никакое. Машины приходится парковать в грязной жиже как летом, так и зимой. Вряд ли кто-то захочет оставить в таком безобразии свой автомобиль за деньги.
Для обустройства правильной парковки на площади у вокзала потребуются хороший асфальт и шлагбаумы с автоматической системой оплаты. По крайне мере, так сделано в других городах. Будут ли в городском бюджете средства на это обустройство?
Копите деньги, театралы
Позабыли власти при расширении парковочной зоны и про создание инфраструктуры для комфортного передвижения по городу. Очевидно, что с общественным транспортом у нас проблемы, а потому с окраин города многие жители просто вынуждены ехать на личных автомобилях. Но что делать, если парковка в центре Твери платная, а абонементы – не панацея? Для этого, согласно опыту других городов, должны существовать периферийные бесплатные парковки (те самые обещанные еще три года назад), где водитель может оставить машину и добраться до конечной точки назначения пешком или на общественном транспорте. Что уж говорить про зиму, когда снег на платных обочинах банально не убирают…
Только в совокупности всех факторов платные парковки станут реально востребованными. А пока они лишь вызывают раздражение у автомобилистов. Впрочем, это раздражение городские власти совсем не волнует, работа платной парковки уже началась в тестовом режиме.
До 1 июня оператор должен установить необходимое оборудование и знаки, настроить сервисы оплаты. Ближайшие пять месяцев платить за парковку в новых зонах не нужно, но с началом лета рубли автомобилистов, собранные на центральных улицах и у вокзала, потекут в городской бюджет, чтобы чиновникам, вероятнее всего, было чем выплатить себе предновогодние премии…