Каким бы ни был кадровик, с которым ты будешь встречаться, скорее всего, твое собеседование у него не первое. И не второе. Наверняка, он понимает, что собеседование это стресс. Поэтому никто не будет ждать от тебя совершенного спокойствия и безошибочного ответа на все вопросы.
Есть две распространенные реакции человека на стресс. Одни люди в стрессе затормаживаются и замолкают. А вторые напротив становятся болтливы и не в меру смешливы. Если вспомнишь парочку неприятных для тебя ситуаций, ты без труда вычислишь свою реакцию. Ни первая, ни вторая не плоха и не хороша. Они просто есть. Твоя задача свести их к минимуму.
Если ты замечаешь за собой, что в стрессе ты замыкаешься и тормозишь, заставляй себя думать быстрее. Не замолкай надолго. Если замолк, мысленно отсчитывай про себя паузу: «Раз, два, три…» и начинай отвечать на цифре пять. Можно воспользоваться небольшой хитростью. Для того, чтобы выгадать несколько секунд на ответ начинай говорить с фраз: «Я тоже думал над этим вопросом, и вот к какому выводу пришел…» или «Это интересная проблема, мне нравится, что вы об этом спрашиваете…» или «Я не настолько хорошо разбираюсь в этом вопросе, но позволю себе высказать предположение…»
Если ты знаешь, что в стрессе начинаешь тарахтеть без умолку и можешь сболнуть лишнего, поможет вот какой прием. Делай глубокий вдох после каждого сказанного предложения. В разговоре появятся паузы, в которые кадровик сможет вставить уточняющие вопросы. Сдержи желание рассказать все новые анекдоты, которые услышал вчера. Чаще смотри в глаза собеседнику. Смотреть в лицо вообще полезно. Мимика может о многом рассказать. Небольшое кивание скажет тебе о согласии о том, то ты на правильном пути. Удивленно приподнятая бровь – о несогласии или возникшем вопросе. Отрицательное покачивание – о том, что тебя ведет куда-то не туда.
Нет, ничего плохого в том, чтобы открыто сказать: «Я очень переживаю, и не до конца понял ваш вопрос». Лучше попросить уточнения, чем вообще не дать никакого ответа. Ну, и конечно, улыбайся. Улыбающийся человек производит впечатление открытой доброжелательной личности. А таких и ищут в хорошие компании.