Найти тему
Психологион

Памятка клиенту: как получить от консультации психолога максимум

К нам, психологам, обращаются очень разные люди. И многие из них не всегда четко представляют, что именно можно ожидать от психолога и как вообще обращаться за советом правильно. Давайте разбираться!

1. Помните: не только психолог должен стараться вас понять, а еще и вы его.

Разумеется, одним из первейших навыков любого психолога является умение слушать, слышать и понимать. И хорошие психологи делают это хорошо. Но многие люди трактуют это очень специфически: обращаясь за помощью, они считают, что психолог должен войти в их положение и ни в коем случае не предлагать того, что в таком положении кажется странным.

Пояснение: очень часто люди думают, что проблема в одном, хотя на самом деле ключевая проблема оказывается совершенно в другом. Как в старом анекдоте, когда пациент пришел к доктору и говорит «Доктор, у меня все тело болит: куда пальцем ни дотронусь, везде больно» — «Голубчик, так у вас палец сломан!».

Если вы обратились к хорошему психологу (который с проблемами, подобными вашей, умеет сам справляться), то это значит, что к его советам стоит прислушаться даже в том случае, если, на первый взгляд, его рекомендации покажутся не касающимися вашего случая. Почему? — Потому что, в отличие от вас, опытный психолог не только сам решал подобную проблему у себя, а еще и видел множество других вариантов выхода из похожих ситуаций у других людей, и, глядя на вашу ситуацию с высоты и системно, может подсказать действенное решение, которое пока от вашего внимания ускользало. Доверьтесь психологу и признайте для начала, что вы чего-то не знаете. Потому что если бы вы знали, то вы бы сейчас не обращались за решением и не мучались бы. А поскольку выход пока еще не найден — значит, ваших знаний оказалось недостаточно. И даже если что-то показалось в рекомендациях психолога странным — в любом случае хотя бы примите к сведению и попробуйте применить. Ведь все, что вы пока еще не пробовали, может поначалу показаться странным. Все новое воспринимается именно так. 

Как в известной всем метафоре: «Если вы хотите, чтобы ваша жизнь осталась прежней — продолжайте делать то же самое, что делали до сих пор и не пробуйте нового».

Однако, если вам все же нужен результат, то попробовать стоит: если психолог предложил что-то, то это значит, что он уверен в эффективности предложенного. Если же вы считаете, что психолог в вопросе не разбирается и советует вам какую-то ерунду — ищите другого психолога, которому вы будете доверять. И когда доверитесь — слушайте и делайте, а не тратьте время на пустую игру «А с чего это вы взяли, что вы знаете больше меня?».

2. Описывайте вопрос как можно детальнее.

Вопрос «Мне наступили на ногу: что мне делать?» не является вопросом, на который можно дать консультацию. Или консультация будет будет такой же краткой: «Берегите ноги!». Каков вопрос — таков и ответ! Если вы хотите получить развернутый и полный ответ, если вы хотите с помощью психолога действительно найти решение и как можно скорее — ваше описание должно состоять минимум из трех пунктов (способность выполнения которых сразу говорит о развитой культуре самонаблюдения):

1) Описание проблемы (что именно вас не устраивает в текущей ситуации, что вы хотели бы из своей жизни убрать или изменить: как можно подробнее).

Пример: «Меня не устраивает, что каждый раз, когда я прихожу домой, дома нет хлеба. Я голодаю. Меня это расстраивает.»

2) Описание способов, которые вы уже использовали для решения ситуаций (что делали? с каким успехом? что получилось, а что нет? почему полученный результат вас не устроил? — опять же, описываете как можно детальнее и подробнее).

Пример: «Для решения проблемы с хлебом пробовал: открывать и закрывать хлебницу (хлеб не появился), пробовал поспать и потом проверить хлебницу (проблема не исчезла), пробовал искать в холодильнике (хлеба там не было), пробовал обвинять родных в том, что они не покупают хлеба (теперь я без хлеба и без родных).

3) Описание желаемого результата (опишите, какой результат вы хотите получить по итогам консультации: что в вашей жизни должно измениться, что вы хотите почувствовать, увидеть, по каким наблюдаемым признакам вы поймете, что вопрос решен и ситуация исправлена?)

Пример: „Хочу, чтобы каждый раз, когда я открываю хлебницу, там был хлеб. Минимум — половина батона. И нужно, чтобы батон был мягкий на ощупь и ароматный“.

3. Делайте!

Знать — не достаточно. Для результата — надо делать! Консультация психолога заключается не только в „бла-бла-бла“, хороший психолог всегда дает практические задания, которые надо сделать. И их действительно надо выполнить, а затем рассказать, что получилось в результате. Если психолог говорит „Сделайте то-то и то-то...“, а вы отвечаете „Мне это не подходит“, то будьте готовы детально рассказать, почему именно вы решили, что вам это не подходит. Психолог спросит: „Вы уже это пробовали? Если да, то расскажите о том, как это было и что получилось“. И если вы ответите: „Нет, не пробовал, но думаю, что не подходит“, то вы либо лодырь и жертва, либо вам в действительности не нужна помощь, потому что вы „проблему“ решать не хотите вовсе. Если „дело в психологе“ — тогда еще раз читайте пункт 1 и либо ищите другого психолога, либо начинайте уже вместо трёпа на умные темы просто делать. Залог успеха — действия!