Найти тему
Телеспутник

Не только яйца

Автор: Валерий Кодачигов, заместитель редактора отдела «Технологии и телекоммуникации» газеты «Ведомости»

Не написать про яйца сейчас совершенно невозможно. Про те, которых был десяток, а некоторое время назад стало только девять. История с сокращением количества куриных яиц в упаковках, напомню, стала главной темой СМИ и социальных сетей в начале января. Можно сказать, яйца стали концентрированным выражением роста цен на товары и услуги в 2018-2019 гг. Они, если верить данным Росстата, в прошлом году подорожали на 26%.

«Девяток яиц» — классический пример того, как производители, не желая поднимать цены в лоб, за те же деньги предлагают потребителю меньше товаров. Переварив историю с яйцами, журналисты и благодарные читатели вспомнили и про молоко, и про майонез, и про газировку, и много еще про что. Про связь и платное ТВ вспоминают меньше — видимо, потому, что за год на четверть они все-таки не подорожали.

Но в том, что тарифы вырастут в 2019 году, уже мало кто сомневается. В первую очередь, среди самих связистов. В ноябре 2018 года компания TelecomDaily опубликовала данные опроса 100 менеджеров российских интернет-провайдеров — говорили с ними о перспективах цен на услуги. 52% респондентов, не сомневаясь, заявили, что стоимость услуг их компаний повысится в пределах 10%, еще 29% предположили, что повышение будет больше. Только 11% опрошенных связистов не ждут тарифных перемен, а 8% не исключили даже снижения цен. Но оптимисты, очевидно, в явном меньшинстве.

В 2017 году такой опрос тоже проводился. Но тогда операторы говорили лишь о небольшой индексации тарифов, связанной с инфляцией. Сейчас связисты горюют примерно из-за того же, из-за чего авиаперевозчики, ритейлеры, аграрии (в том числе и специализирующиеся на яйцах), да, наверное, и все остальные. Доходы клиентов падают, а вместе с ними и платежи за услуги, сетуют они. Снижение курса рубля означает, что платить за импортное оборудование, лицензии на программное обеспечение и контент приходится больше. При этом с первого января на 2 п.п. вырос НДС. Но у связистов еще и собственное горе — закон Яровой, на выполнение требований которого, по разным оценкам, уйдет от нескольких сот миллиардов рублей до более чем триллиона.

Собственно, у операторов слова пока не сильно расходятся с делами. Летом некоторые тарифы повысил «Эр-Телеком Холдинг». В ноябре стало известно, что тарифы волнами по всей стране на 5—7% будет поднимать «Ростелеком». А в декабре о повышении цен уведомили абонентов «ВымпелКом», «МегаФон» и Tele2, как сообщал ранее «Коммерсантъ». Аргументы для повышения тарифов у операторов, с одной стороны, веские, а с другой — дискуссионные.

Пенять на рост акцизов и налогов при сокращении платежеспособности абонентское базы — святое дело. А раньше было как-то по-другому? Растет доллар? Но его прошлогодний рост — не худшее, что случалось за последние годы с рублем. Яровая? Но чтобы оплатить выполнение требований закона, цены надо было поднимать лет пять назад, констатировал недавно один из участников рынка. Все это вместе? Наверное, да.

Но следует помнить еще об одном — российская связь одна из самых дешевых и к тому же качественных в мире. Во всяком случае, чиновники и операторы много лет повторяли эту мантру с каким-то мазохистским удовольствием. Кто-то даже подсчитывал, что дешевле, чем у нас, только в Бангладеш. Эта дешевизна когда-то должна была закончиться, не так ли? В ситуации, когда российский пользователь платит меньше 10 евро за то, за что европеец, условно говоря, — от 20 евро и больше, можно действительно работать долго, но не вечно. Окончание золотых (для абонентов) времен мы сейчас, видимо, и наблюдаем.

По предварительным данным «ТМТ Консалтинг», в 2018 г. по сравнению с 2017 г. средний ежемесячный счет абонента (ARPU) российских сотовых операторов вырос на 5,3% до 314 рублей. Во многом это результат новой тарифной политики операторов, которые теперь за большие деньги стремятся предложить абонентам больше услуг. Пока что не то что к уличным протестам — даже к сколь-нибудь заметному выражению недовольства в социальных сетях это не привело. Получается, без излишнего рвения безболезненно повышать тарифы все еще можно. Очевидно, у операторов еще осталось пространство для маневров с тарифами. Вопрос только в том, надолго ли его хватит связистам.