«Нет работы!» - говорят работники.
«Нет работников!» - говорят работодатели.
Странно, ведь и те и другие живут в одной стране и даже в одном городе. Почему же они не могут встретиться? А если встречаются, то часто слышно как одни недовольны другими, причем взаимно.
Я очень много общаюсь с предпринимателями, но у меня в хороших знакомых есть и наемные сотрудники (которые работают не на меня). И вот внимательно слушая одних и других, у меня сформировалось определенное видение этой проблемы. Чем я и хочу поделиться с вами в своем блоге.
Сегодня рассмотрим одну из таких тем.
У меня есть знакомая девочка. Очень активная, грамотная, умная, болеющая за качество своей работы. Знала бы она бухгалтерию, не задумываясь, взяла бы к себе на работу, но она работает совсем в другой сфере и очень любит свою работу. Так вот, на ее нынешней работе ее не то, что не ценят, а, я бы сказала, боятся.
Боятся работодатели, что она наберет базу клиентов и откроет свое дело. И с одной стороны, я их даже понимаю. Обидно, конечно. Но вся соль дела в том, что (я зная ее хорошо, могу стопроцентно сказать) она этого бы никогда не сделала, и работала бы дальше на обогащение своих работодателей до пенсии, если бы ей создали соответствующие условия.
Но так выходит, что из-за страха перед ее активностью и профессионализмом, работодатели сами толкают ее на то, чтобы открыть свое дело, а соответственно и часть клиентов уйдут за ней, ведь очень часто клиент привязан не к компании, а к специалисту.
Давайте разбираться в чем дело.
Наша сотрудница очень активная и нацелена зарабатывать больше денег. Она старается, клиенты ее любят, а работодатели дрожат, как осиновые листы, как бы девочка не ушла. А девочки по сути надо:
- возможность зарабатывать больше, причем она готова для этого работать больше, а не просто требовать повышения зарплаты;
- определенная свобода в принятии решений в области ее компетенций;
- уважение со стороны руководителя;
- и немного похвалы, которая впрочем нужна всем, даже очень независимым особам.
Казалось бы, все оправдано и выполнимо, но… Работодатели часто позволяют себе проявлять чисто человеческие эмоции, которые неуместны в бизнесе. Одна из таких пагубных эмоций - это страх.
Работодатель начинает бояться, что сотрудник:
- “зазвездится” и начнет диктовать им свои условия, что подорвет их авторитет;
- станет самостоятельным, заберет клиентскую базу и знания о бизнес-процессах и уйдет работать сам на себя;
- станет более профессиональным, чем сам работодатель и “перетянет на себя одеяло” в профессии.
Страхи сами по себе обоснованы и такое происходит сплошь и рядом, но, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, НЕ СО ВСЕМИ.
Почему?
Давайте разбираться.
- Первое, работник-“звезда” действительно может стать головной болью, если ИМ НЕ УМЕТЬ УПРАВЛЯТЬ! Тут очень важно не становиться в оппозицию с таким сотрудником, а наоборот держать его в “друзьях”. Когда такой работник воспринимает своего работодателя, как друга, то прислушается к его мнению и делает все во благо своего руководителя, а соответственно и компании. А вот как только руководитель переходит в “стан врага”, то его мнение, даже самое правильное и эффективное будет отметаться в момент его произнесения.
Если вы, как руководитель, понимаете, что не сможете справиться со своим раздражением в отношении “звезды” и не сможете принять такую позицию в своей компании, то сразу же увольняйте такого сотрудника, а не держите его до тех пор, пока он не воплотит в реальность все ваши самые страшные опасения.
- Второе, стать самостоятельным и открыть свой собственный бизнес очень ответственный шаг и, на самом деле, только единицы на это способны. Тут очень много психологических барьеров, опасности и ответственности, поэтому большинство никогда не уходят от своих работодателей, предпочитая уютное место “под крылышком”, чем опасное самостоятельное плавание. И тут вопрос только в том, что если сам руководитель не создаст невыносимые условия для сотрудника, что тот придет в такое отчаяние и осознает, что хуже уже не будет, то сотрудник никогда не решится на этот шаг.
И вина в этом будет только самого работодателя. В такой ситуации, если вы видите, что ваш сотрудник очень активен и способен самостоятельно принимать решения, то дайте ему в управление какой-нибудь отдел вашей компании и позвольте в отведенных рамках решать самому. Это позволит сотруднику реализовать свои потребности в самостоятельности и он станет для вашего бизнеса “курицей, несущей золотые яйца”. И никуда он от вас не сбежит, ведь у него есть все, что он хотел плюс покровительство руководителя.
- Третье, перетянуть профессионализм руководителя, может только сотрудник, который работает на “ремесленника”, а не “предпринимателя”. Многие бизнесы вырастают из профессии их основателя, и поэтому действительно руководитель сам зачастую прекрасно может выполнять работу своего сотрудника. Здесь вопрос в том, что если предприниматель хочет “вырастить” свой бизнес, то в определенный момент он должен оставить свою старую профессию и стать профессиональным управленцем, а всю работу оставить сотрудникам, тогда и проблема исчезнет сама собой.
Но самое главное, что я хочу донести до всех.
Страх что-то потерять делает потерю реальной, даже если она еще не произошла. Когда мы чего-то начинаем бояться, даже того, что никогда не произойдет в нашей жизни, мы переживаем все самые ужасные эмоции, которые связаны с этим страхом, а это равносильно тому, что это уже случилось!
Есть детская сказка “Как Иван — крестьянский сын барыню да барина провёл”. В ней вся семья рыдает о утопшем внуке, который мало того, что не родился, так его мама еще даже замуж не собиралась.
Со стороны очень ярко видна комичность ситуации. А теперь посмотрите со стороны на свои страхи. А не плачите ли вы сами о “смерти нерожденного внучка”?....