Всего 10 лет назад это была, пожалуй, одна из самых опасных дорог не только на Северном Кавказе, но и в России.
Не потому, что она была вырублена в гранитных скалах узких ущелий Кавказа, где её ширина местами была едва больше ширины автомобиля.
И не потому, что зимой постоянно накрывают лавины, а летом камнепады. Все дело в непростом местоположении.
Долгие годы десятки сел и аулов труднодоступных Цунтинского и Цумадинского районов на границе Дагестана, Чечни и Грузии вообще не имели дорог и только в 60х - 70х годах прошлого столетия к ним пришло электричество. Но вот транспортная доступность отсутствовала.
Про одно из таких сел я уже писал чуть раньше:
Покинутая история Кавказа. Села - призраки Дагестана
Дорогу же построили только в конце 80х годов XX столетия, наконец, закрыв этот "белый" кусок на карте.
Сейчас она считается дорогой республиканского значения, а до 2000х это была местная "ослиная" тропа для УАЗа и НИВы, соединявшая Ботлих, Агвали, Кидеро и Тлярату с десятками сел и аулов, расположенных между ними.
Покинутые и брошенные. Прошлое и настоящее аулов Кавказа
К слову сказать, но даже в XXI веке в этих местах остается еще как минимум одно село - Хутрах, в котором живут люди, но к которому нет дороги. Через несколько лет дорогу достроят, но сейчас люди вынуждены последние 15 километров идти пешком и на ослах.
После распада СССР, когда бывшие республики союза начали брать столько независимости сколько могли "унести", весь туристический Кавказ превратился в одну большую "горячую точку". Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Чечня и Дагестан. Туристы и путешественники забыли эти места почти на четверть века.
Во - время чеченских войн эта часть Дагестана была не под контролем федерального центра и здесь проходили маршруты боевиков из Панкийского ущелья Грузии, где были расположены лагеря боевиков в Чечню.
По - мере восстановления контроля федерального центра над республиками,под контроль попали и основные магистрали. В том числе и эта дорогу с которой через множество перевалов можно было выйти в Чечню.
А с конца 1990-х и до конца 2000-х годов на дороге в темное время действовал комендантский час, а дорогу патрулировали "силовики" на бронированных автомобилях.
И только в последние годы, с окончательным возвращением жизни в мирное русло, ситуация изменилась.
К слову, с этой дорогой связан последний крупный эпизод боевых действий в истории Второй Чеченской Кампании - уничтожение банды "Черного ангела" Руслана Гелаева.
В начале 2000-х активная фаза операции в Чечне плавно подходила к концу и начинался этап изнурительной зачистки республики от оставшихся террористов в лесах. Изрядно поредевшие банды боевиков перегруппировывались и на зиму отходили в ущелья Грузии через Дагестан.
К 2003 году контроль над Российско - Грузинской границей был частично восстановлен и единственный участок, который был прикрыт не полностью - Цунтинский район Дагестана, где располагалась Мококская застава Хунзахского погранотряда.
Банда Руслана Гелаева, обладая этой информацией, в декабре 2003 года попыталась прорваться на зимовку из Чечни в Панкийское ущелье Грузии, и её путь из Шаройского района Чечни пролегал через Цумадинский и Цунтинский районы Дагестана.
15 декабря 2003 года один из местных жителей сообщил начальнику пограничной заставы о нескольких боевиках, появившихся в районе. Застава была поднята по тревоге и дальше события развивались стремительно. Девять пограничников, двигаясь на ГАЗ-66 по дороге Кидеро - Агвали, во главе с начальником заставы, попали в засаду и приняли неравный бой с многократно превосходящим по численности отрядом боевиков.
Все пограничники погибли, а в том районе еще более 20 дней продолжалась армейская спецоперация по уничтожению банд-формирований с применением фронтовой авиации.
В январе 2014 года Руслан Гелаев все-же был ликвидирован федеральными силами на старой аваро-кахетинской дороге недалеко от границы с Грузией. Он в одиночку пытался прорваться через заснеженный перевал в Грузию, но его ценой жизни остановили два пограничника
С тех пор прошло много лет, но еще десятилетие этот район Дагестана как, впрочем, и дорога являлся опасной зоной для туризма.
Мы оказались в этих местах в начале 2016 года одними из первых путешественников за десятилетия войны. Да что уж говорить, если даже въезд в этот район погранслужба ФСБ согласовывала несколько часов прежде, чем принять положительное для нас решение.
Что же из себя представляла эта дорога всего пару лет назад?
Более 75 километров узкого грейдера через узкие ущелья в 30-километровой пограничной зоне с несколькими блокпостами полиции и бронетехникой.
Внутри района курсировали сотрудники ФСБ в штатском, пограничные отряды ходили вдоль дорог с маскировкой, оружием и разгрузкой, да и нам настоятельно не рекомендовали без полиции не въезжать в некоторые аулы, прилегающие вплотную к грузинской границе.
А местные аварцы - отдельная история, которую я обязательно расскажу в одной из своих следующих статей...
Но к счастью все меняется, за последний год блокпосты были сняты, усиление из центральных регионов страны вернулось к местам своей дислокацией, да и пограничники просто проверяют паспорта у въезжающих в пограничную зону.
Теперь дорога открыта для всех путешественников, кто заново изучает наш Кавказ...
Если вам интересна тема Кавказа и Закавказья, можно вот мои статьи на эту тему:
Белое Солнце Сарыкумского бархана или где закопали абрека Саида?
Закавказье. Зачем туристам Нагорный Карабах?
Пояс безопасности Нагорного Карабаха. Есть ли жизнь на ничьей земле спустя 25 лет?
Заброшенными дорогами Карабаха вдоль Аракса и Советско-Иранской Границы
Если статья вам понравилась, делитесь в социальных сетях и ставьте лайки - так вы поможете каналу в развитии.
Подписаться на канал можно здесь
Также у меня есть канал в instagram и youtube.com