Ждём вас в комментариях — в конце подготовлен интересный вопрос для дискуссии.
Кабацкое сквернословие Баркова
Русский поэт Иван Барков был учеником Михаила Ломоносова. Его вдохновляла свободная французская лирика и эротический фольклор. Барков любил пародировать высокий слог своих знаменитых современников и подражал свободной французской поэзии, добавляя к ней и кабацкий мат для остроты:
Что сильны Юпитер навесил бороды козам,
Досадно стало то бородачам козлам.
Так должен — рассуди — негодовать монах,
Что бабы бороды имеют на [женский половой орган в грубой форме].
Стихотворение «Монах», И. С. Барков
Некрасовский дворянский мат
Николай Некрасов родился в дворянской семье. Ещё ребёнком он наблюдал, как отец наказывал крестьян. Вероятно, мальчик проникся к простому народу. И на протяжении всей литературной жизни он продвигал мысль о нелёгкой судьбе крестьян.
Скорее всего, в своём творчестве он использовал матерные слова, чтобы приблизиться к простому народу. Возможно, мат в произведениях был для него ещё и некой щекотливой игрой:
Наконец из Кенигсберга
Я приблизился к стране,
Где не любят Гуттенберга
И находят вкус в говне.
Выпил русского настою,
Услыхал «[созвучно с «ядрёну»] мать»,
И пошли передо мною
Рожи русские писать.
Стихотворение «Наконец из Кенигсберга», Н. А. Некрасов
Вспыльчивость души Гумилёва
Он был одним из немногих литераторов, кто участвовал в Первой мировой войне. Николай Гумилёв был отличным бойцом, за заслуги во время войны он был награждён крестом святого Георгия. Многие отмечали, что морально поэт был готов к войне и с нетерпением ждал, когда его зачислят в ряды защитников Родины.
Возможно, в своих произведениях он использовал мат, чтобы отразить настоящую жизнь народа и показать горячность своей души:
<…>
Я таю, сохну день от дня,
Взгляните как я истомился, —
Пустите в Персию меня!
На все мои вопросы: «[Мужской половой орган]!» —
Вы отвечаете, дразня,
Но я Вас, право, поцелую,
Коль пустят в Персию меня.
Отрывок из стихотворения «Вдали от бранного огня», Н. С. Гумилёв
Экстравагантный слог Вознесенского
Лирика советского и российского поэта отличалась экстравагантностью. Он считал себя последователем Владимира Маяковского. Возможно, именно у своего наставника он научился использовать крепкое словцо в произведениях для придания им дерзости. Вот только прочтите строки:
Аксёнов Васо — российский Руссо.
Сексуальд получает «Оскара», [восклицание, яркое короткое слово из трёх букв]…
Маяковского — с корабля!
<…>
Отрывок из стихотворения «25-е кадры решают все» А. А. Вознесенского
А как считаете вы, стоит ли использовать в литературе мат? Оставляйте комментарии.
Понравилась статья? Поставьте палец вверх и поделитесь ею с друзьями.