Почему не затихает тема справедливости оценок? В образовательный процесс внесена масса изменений, которые, как оказалось, способны запутать не только студентов, но и преподавателей.
- Все стало иначе, и многие просто не понимают, как адаптироваться к новым условиям, - поделился сотрудник факультета физики. - У младших курсов снова пятибалльная система, у старших пока еще высший балл - сто. Отличия на этом не заканчиваются. У последних также отменена вторая ведомость, а финальные оценки проставляем в зачетки в тот же день. Сделано это, наверное, для того, чтобы ребята отнеслись к учебе серьезнее, а вместе с тем у них не было времени дать экзаменатору взятки. Что получается в сухом остатке? Система предполагает, что педагог за пару часов проверит десятки тетрадей - порой число их достигает 60-70. Ребята до последнего ждут, так что уходим уставшие вместе - часов в восемь-девять вечера, особенно если предмет имеет большую теоретическую составляющую. О каком адекватном оценивании может идти речь?
Многие студенты и вовсе рассказывают о том, что среди преподавателей распространена устная инструкция рекомендательного характера: в каждой группе должно быть не более двух отличников, а вторая ведомость и вовсе отменена среди без пяти минут выпускников, чтобы оставлять их на второй год. Об этом речь идет и в достаточно нашумевшем недавнем посте в Facebook, где рассказано о встрече студентов с руководством вуза:
"Встает студент и говорит о последнем "секретном" объявлении ректора, о котором уже все в курсе (суть в том, что теперь лишь пять процентов из всей группы могут стать отличниками, как сказали, прямо топить не будут, но совместными усилиями станут занижать баллы студентам).
Ректор долго хмурится, а потом: "Такого нет! И не будет! Что вы, о чем это вы?! Мы за справедливость, так что те, кто заслужил свои пятерки, получат их!"
Стоит ли быть столь категоричными? Снова обратились за комментарием к сотруднику НУУз, пожелавшему остаться анонимным.
- Открытый диалог между ректором Авазжоном Марахимовым и преподавательским составом действительно имел место, как и определенные инструкции, - поделился он. - Но речь, скорее, шла о повышении требований, а не занижении оценок. Взять даже один очень простой пример. В этом году экзамен у первокурсников принимают не их лекторы, а сотрудники кафедр, которые никогда у них не вели предметов, с ними не знакомы. Если обычно на вторую ведомость остается максимум один-два первокурсника, то сейчас счет порой идет на десятки. Напрашиваются два возможных вывода: либо в этом году поступили не самые одаренные ребята, либо же раньше преподаватели из-за какой-то эмоциональной привязанности ставили больше хороших оценок. Склоняюсь ко второму. Во время каждой сессии телефон разрывается от звонков: "У меня одни пятерки, а мне ставят три" или "Меня хотят оставить на второй год, а я же оплатил контракт". Конечно, ребята негодуют из-за того, что учиться стало труднее. В этом и наша вина - долго позволяли некоторое панибратство, теперь ничего подобного не будет. Но систему надо действительно делать более современной, улучшать результаты.
Решить единогласно, кто в сложившейся ситуации прав, а кто - нет, сложно хотя бы потому, что у всех своя правда. Многие ребята признаются, что преследуют целью высокие баллы, чтобы получать большую стипендию. Если бы был вариант с уменьшенным контрактом и без выплат, они бы, ни секунды не думая, воспользовались им, избавившись от мороки. В то же самое время низкие оценки, ясное дело, не радуют и самих преподавателей. Они советуют студентам объективно оценивать свои знания, прежде чем гнаться за "красным" аттестатом.
Рауза Мирзаакбарова.