Италия вдохновляла ни одно поколение музыкантов, и ей, вероятно, посвящено больше всего мелодий классической музыки. Этой стране мы обязаны за одного только Чайковского, который вдохновившись зноем солнечной Флоренции подарил миру ни один шедевр. Не обошла «итальянская тема» и французского композитора – Гектора Берлиоза. Наиболее характерное в этом отношении произведение – Гарольд в Италии. Данная симфония – это поэтическое полотно с образом лирического героя XIX века, – мечтателя томимым собственными мыслями. Прообраз музыкального Гарольда взят из поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда», но композитор не осмысляет литературного персонажа, а скорее обращается к самоуглубленным поискам себя. Берлиоз, словно потерянный в чужой стране, цепляется за воспоминания, пытаясь найти в них дорогу домой, иначе говоря – собственный творческий путь. Интересно, что музыкальный Гарольд ищет себя в природе (первая часть), в духовности (вторая часть) и в любви (третья часть), т. е. в тех фунда