В 2019 году чистых офлайн игроков, конечно, уже не осталось. Все так или иначе задействуют канал онлайн-продаж, если не через собственный интернет-магазин, то либо через маркетплейсы, либо социальные сети. С разными каналами все так или иначе уже научились работать, но есть компании, которые преимущественно имеют офлайн бизнес, а есть те, которые сосредоточены пока только на онлайн бизнесе. И вот на стыке этих двух тенденций образовалась интересная ниша для слияний и поглощений. Офлайн игроки стали поглощать не себе подобных, как это раньше было, а игроков из онлайна и наоборот онлайн игроки стали стремится к поглощению офлайн игроков.
Вот лишь несколько примеров стратегических действий некоторых мировых гигантов.
Walmart, испытывающий, пожалуй, один из самых сильных ударов по его стратегии экстенсивного развития в офлайне от онлайн игроков в первую очередь от Amazon стал направлять свои усилия на скупку брендов, раскрученных в интернете, чтобы их затем представить в офлайне. За 2017 год он уже купил такие бренды, как ModCloth, Bonobos, Moosejaw, ELOQUII и вот совсем недавно приобрёл бренд нижнего белья Bare Necessities.
В свою очередь Amazon скупил полностью продуктовую сеть Whole Foods для осваивания офлайн пространства.
Facebook имея на борту огромное количество брендов, которые представлены исключительно в онлайне, преимущественно в Instagram вывел их на своей pop-up площадке для того, чтобы они были представлены в офлайн.
Сейчас, пожалуй, наступает время перекрёстных слияний и поглощений и для этого есть несколько резонов:
Игроки из офлайна не обладают в полной мере навыками и стратегиями в онлайне и это же в равной степени справедливо и для онлайн игроков. Покупка брендов или сетей из другого сегмента – это в первую очередь покупка экспертизы.
Во-вторых, обратите внимание, что игроки номер один покупают не равновесных себе игроков, а игроков второй или быть может даже и третьего эшелона. Они это делают из соображения чисто практических соображений: У Amazon сильная сторона – онлайн и после покупки он сможет достроить более слабый офлайн бизнес Whole foods, и наоборот очень сильная сторона офлайна Walmart сможет достроить более слабый бизнес купленных онлайн-игроков.
В-третьих, очевидно, что, покупая компании третьего эшелона, премия за рынок будет самой маленькой.
Сейчас у нас в России большинство стартапов любого рода надеются, что их стартап рано или поздно купит Yandex и тогда солнце взойдёт на улице стартапа и труды его увенчаются успехом. Для небольших магазинов, которые ощущают какую-то ценность своих активов, но чувствуют, что игра идёт к завершению, т.к. силы сильно неравны с крупными игроками, имеет смысл предложить свой бизнес «противоположному» сегменту: онлайну - офлайну, а офлайн - в онлайну, т.к. такая тенденция имеет место быть.
Ставьте лайки, если понравилась статья.
Буду вам очень благодарен за это.
Автор Борис Агатов,
Независимый эксперт по внедрению инноваций в ритейле, автор концепции "Магазин 4.0"
От автора: «Провожу корпоративные семинары по теме: "Как открыть Магазин 4.0 без ошибок"
Создаю стратегию магазина 4.0, консультирую, помогаю разобраться в новых технологиях для ритейла, сравнить аналоги и выбрать оптимальный вариант для вашего бизнеса и дать новый импульс развития вашей компании при помощи новых технологий.
Связывайтесь через Facebook или http://agatov.new-retail.ru/ :
Больше информации на Facebook https://www.facebook.com/boris.agatov