На днях я побывал в буддийском монастыре и даже пообщался с его основателем. Монастырь Шад Тчуп Линг расположен в медвежьем уголке Урала на границе Европы и Азии на горе Качканар.
Из Перми на северо-восток 290 км около 5 часов на машине (из Екатеринбурга 250 км), далее пешком 7 км по лесной тропе в гору. Мы поднимались более трёх часов, так как ночью прошёл снегопад. Экстремальности восхождению добавлял 20 градусный мороз и сильный ветер на вершине, но для человека, имеющего цель, нет ничего невозможного.
Как сказал мне Лама Санье Тендзин Докшит: "Главное вовремя остановиться". Вот и мы остановились у ворот обители.
Нас встречал местный сфинкс, немного замёрзший, но спокойный и величественный.
Гостей в монастыре было много, все собрались в столовой, чтобы поговорить и согреться. На кухне бойко орудовала коротко подстриженная девушка. Я вручил ей привезённую соль, она улыбнулась и налила чаю. Фотоаппарат, оказавшись в тепле, запотел и отказался работать. Я решил осмотреться и вышел на улицу.
Буддийский монастырь на этой земле был основан более 20 лет назад. Существует предание, что однажды бурятский Лама Дарма-Доди Жалсараев указал своему ученику Тендзину Докшиту место на Урале, на горе Качканар, где необходимо построить буддийский храм.
16 мая 1995 года Тендзин Докшит начал работу, которая продолжается по сегодняшний день. Докшит в переводе означает защитник. Лама Докшит - в миру Михаил Васильевич Санников, русский по национальности. С Буддизмом Михаил познакомился, когда служил в Афганистане, чуть позже ездил овладевать Учением Будды в Бурятию и Монголию.
За годы созидания под руководством Ламы Докшита силами общины в тяжелейших условиях был построен храмовый комплекс, состоящий из культовых сооружений, учебных и жилых помещений.
К культовым сооружениям относятся статуя Будды, две ступы Пробуждения, ступа Великой нирваны. В 2017 году начато строительство ещё 6 ступ. Ступы гармонизируют окружающее пространство, накапливают благотворную силу, которая помогает осуществить путь к Пробуждению. При строительстве в ступу закладывают реликвии: священные тексты, мантры, землю из других буддийских монастырей, статуэтки Будды.
Проделанная монахами работа и уникальность местности вызвали у меня чувство восхищения. Чтобы согреть замерзающие руки, я вернулся в помещение и в коридоре увидел коренастого мужчину в старенькой шапке ушанке с добрыми морщинками у глаз. Он улыбнулся, взглянув на меня.
Мужчина не был похож на буддийского Ламу, но я почему-то спросил его: «Это, Вы?» Он кивнул и пригласил зайти в мастерскую. «То, что вы делаете, - это здорово», - сказал я. «Это - моя жизнь», - ответил он.
Я задавал вопросы, одновременно протирая снова запотевший фотоаппарат. Он рассказал, что выполнено около 40% всех строительных работ, многое предстоит сделать, что вчера поехал по делам и сломался снегоход, пришлось возвращаться пешком, а сегодня снаряжать упряжку собак и ехать чинить технику.
На вопрос, как люди могут жить в таких суровых условиях, он ответил, что настоящей зимы ещё не было, присел и закурил. Я пытался его фотографировать. Получилось не очень хорошо, но лукавый взгляд Михаила остался в памяти.
На обратном пути, остановившись у камня с мантрой: «О, жемчужина, сияющая в цветке лотоса», я осознал, что Лама Докшит нашёл свою «Землю Санникова» и будет её обустраивать и оберегать.