Найти в Дзене
Записки с тёмной стороны

Научить не слышать себя

Каждый ребёнок что-то не может, не умеет и никогда не научится. Не бывает людей, способных одинаково хорошо преуспевать в любой из сфер. Не каждому дано продвинуться в математике дальше уровня начальной школы, писать без ошибок, легко читать, сидеть за рулём, делать сальто, держать равновесие, правильно бегать, грациозно плавать, с лёгкостью запоминать стихи, поднимать тяжести, отжиматься, красиво петь, играть в шахматы… Можно сочетать с успехом несколько сфер, а можно – всего одну-две.

Но современный мир ценит лишь достижения.

При этом, если взрослому, в целом, простительно выполнять годами несколько рутинных операций на работе и иметь одно хобби, в котором будут видны неплохие результаты, то к детям относятся строже. От детей требуют преуспеть во всём.

Лень, отчаянное нежелание, отсутствие мотивации, отсутствие хоть каких-то успехов, усталость даже при небольших нагрузках – это не аргумент, чтобы принять, что маленький человек, действительно, не может.

Родители запугивают, мотивируют, заставляют, лишают каких-то ценных вещей, приятных моментов, мелких радостей. Сломать волю. Подавить инстинкт самосохранения. Всё во имя достижения цели. Всё для победы. Причём, одной победы недостаточно. Нужны победы по всем фронтам.

Ребёнок может быть самым интеллектуально и физически развитым в группе детского сада, но при этом оказаться единственным, кто до сих пор в свои шесть лет не умеет застёгивать пуговицы и завязывать шнурки. И всё. Родители им недовольны. Он недостаточно хорош. Плохо старается. Лентяй и неумеха.

Ребёнок может иметь идеальный слух и голос, но почти ничего не понимать в школьной программе. И нет, он в этом случае не талант, которым можно гордиться. Он троечник, позор семьи и класса. Лишить его уроков вокала, пока тройки не исправит.

Ребёнок может брать призовые места на олимпиадах по физике и математике, но с трудом читает десяток страниц в книге. Нет, он не умный и способный. Он лентяй, который никогда не станет культурным человеком.

Ребёнок может быть отличником в школе, но не уметь общаться с посторонними, прятать глаза в пол, встречая коллегу мамы по работе, директора школы и даже одноклассников. И нет, он не умничка, он ботаник, который даже поздороваться нормально не умеет.

Это всё реальные примеры из реальной жизни. И нет, это не самые большие перегибы. Так… Чуть страшнее среднего.

Дети понимают, что их особенности, их желания, способности, весь их мир не имеет значения для взрослых. Все его чувства — чепуха, которая ничего не значит. Он лишь ленится и манипулирует. Эти вредные качества нужно устранить.

И дети перестают верить себе и своим чувствам. Они начинают верить только в чужие оценки и мнения.

А потом эти дети вырастают. Из них получаются взрослые, которые неспособны стать счастливыми. Потому что они не знают, чего хотят. Они давно разучились слышать свои желания, чувствовать свои потребности, замечать свои ограничения. Они верят лишь оценкам со стороны.

Некоторые, несколько раз не получив стороннего одобрения, сдаются и признают себя неспособными ни на что. Другие забывают обо всём и вместо того, чтобы жить бегут вечный марафон в перманентном неврозе, когда вместо жизни лишь череда планок. Кто-то всю жизнь создаёт видимость того, что он лучше, умнее, смелее, талантливее, чем есть. Есть и другие варианты.

Но вне зависимости от выбранного способа жизни без собственных желаний, а лишь с навязанными целями и вечной потребностью в положительной оценке со стороны, все эти взрослые не прощают неудач ни себе, ни другим. Они всю жизнь не только ждут одобрения, но и сами выставляют оценки каждому, кто встретится на пути. Точно так же они будут выставлять их и собственным детям, и требовать всюду быть в числе первых, ведь за родительство они тоже ждут отличной оценки.

Выход есть. Но некоторые пытаются менять своё отношение к детям, насильно ломая себя, заставляя поступать правильно. На деле же, начать стоит именно с того, чтобы постепенно вернуть себе умение слышать себя, учитывать свои возможности, потребности и ограничения. Научившись жить, опираясь на них, а не на сторонние оценки, получится избавиться и от жажды получить высший бал за роль родителя.