Применение турбонаддува делает возможным повысить удельную мощность двигателя, то есть без увеличения его литража добиться большей отдачи. При этом расход топлива возрастает в меньшей степени, чем прирост мощности.
Однако для двигателей с турбонагнетателями, приводимыми в действие потоком выхлопных газов, характерен эффект турбоямы – некоторое запаздывание реакции двигателя на открытие дроссельной заслонки. Такое запаздывание проявляется в непродолжительном провале при нажатии на педаль «газа».
Особенно остро водитель ощущает эффект турбоямы при обгоне. Чем быстрее осуществляется этот манёвр, особенно при интенсивном движении, тем он безопаснее. Поэтому «размышления» мотора в тот момент, когда от него ожидается увеличение оборотов, не только раздражают, но ещё и потенциально опасны.
Причина такого провала кроется в принципе работы турбины, ведущее и ведомое колёса которой установлены на одном валу. Пока ведущее колесо не наберёт достаточные обороты, ведомое попросту не способно создать достаточное давление воздуха, подающегося во впускной коллектор.
Ведущее же колесо, в свою очередь, не может достаточно быстро «раскрутиться» в силу двух причин:
- Выхлопные газы не обладают достаточной кинетической энергией – ведь мотор только что работал на сравнительно малых оборотах.
- Мотор не может набрать обороты – ведомое колесо турбины не нагнетает достаточное для разгона количество воздуха.
Положение усугубляется тем, что в момент открытия дроссельной заслонки форсунки впрыскивают в камеры сгорания больше топлива, смесь временно переобогащается и сгорает с меньшей эффективностью – мотор «заливает».
Но дроссельная заслонка открыта и не препятствует поступлению «дополнительного» воздуха в камеры. Состав смеси относительно нормализуется и обороты двигателя резко возрастают, причем их «подгоняет» запаздывавшая ранее турбина. Иногда такой резкий скачок оборотов сопровождается выстрелом в глушителе – сгорает «лишнее» топливо. В динамике всё это происходит в течение 1-3 секунд.
Эффект турбоямы несвойственен для двигателей, турбокомпрессоры которых приводятся в действие либо за счёт механической связи с коленвалом, либо имеют электропривод. Но в связи с тем, что такие способы задействуют полезную мощность мотора и снижают его КПД, они не столь широко применяются.
К тому же конструкции современных турбокомпрессоров и возможность более точной настройки управляющей электроники практически избавили от этого недостатка моторы с «традиционными» турбинами.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Каждый день мы публикуем новые интересные статьи.